Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь (Россия, Калужская область, г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь»)

Храмы и постройки: Введенский собор, Владимирская надвратная церковь, церковь Марии Египетской, Владимирская церковь, Казанская церковь, церковь Всех Святых, церковь Спаса Преображения, церковь прп. Иллариона Великого, часовня, гостиница (бывшая больница), хозпостройки, службы, библиотека, колокольня, Святые ворота, трапезная, дом настоятеля, келейные корпуса, крепостная стена с башнями, Оптинский некрополь, яблоневый сад

Расположен на равнинном берегу р. Жиздры, в окружении столетних смолистых сосен. Не доезжая Козельска, на Оптину открывается великолепный панорамный вид, дающий возможность полностью обозреть и оценить по достоинству красоту его архитектурного ансамбля.
Оптина Пустынь — один из древнейших монастырей России, но так уж сложилось, что в обители не сохранилось древних памятников. Виной тому — бедность монастыря в далёком прошлом. При Романовых Оптиной были пожалованы земли, при Петре I её упразднили, позднее, в 1726 году — открыли вновь… Но период запустения на этом не закончился, он продолжался почти до конца XVIII столетия.

Описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь

Возрождение же духа веры началось ещё позднее, с устроения монастырского Иоанно-Предтеченского скита — оплота старчества. Духовный расцвет пустыни связан именно с ним, и его подвижниками: преп. Львом, Макарием, Моисеем, Антонием, Амвросием и их последователями.
Именно к ним, а вернее к их праху, сюда ежедневно стекаются сотни паломников и туристов. Такой наплыв верующих можно наблюдать разве что в Троице-Сергиевой Лавре.
Перед революцией в Оптиной пустыни было около трёхсот монахов. В начале 1918 года многие из них были изгнаны, арестованы или сосланы в лагеря… Только спустя долгие годы, в юбилей тысячелетия Крещения Руси, в 1987 г., Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви, и только к концу XX века, она вновь обрела своё былое величие и славу.
Архитектурный ансамбль Свято-Введенской Оптиной Пустыни имеет красивый, законченный силуэт, при почти единой стилевой направленности всех сооружений. Здесь нет ярких архитектурных шедевров, но в целом Оптинский комплекс живописен.

Архивные фотографии

Современные фотографии

Композиционным центром обители служит барочный Введенский собор 1750 года. Он имеет лепестковый план, над средокрестием которого возвышается куб, завершённый стройным пятиглавием. Его наружный декор носит аппликативный характер, и сводится в основном к профилированию карнизов, лопаток и наличников.
Казанский храм и церковь преп. Марии Египетской заложены в 1805 и 1822 гг. соответственно. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери — новосооружённый храм, освящённый в 1998 г. Все три вышеперечисленных храма наделены классицистическими формами и отличаются более скромной наружной отделкой, тем самым как бы подчёркивая свою второстепенность.
Высотный акцент принадлежит стройной трёхъярусной колокольне — хорошему образцу классицизма.
Завершает ансамбль невысокая кирпичная ограда с башенками, из которых наиболее интересна проездная, шатровая, с Владимирской надвратной церковью. Очень порадовало доброжелательное отношение к приезжим. Фотосъёмка не возбраняется.

Гоголь в Оптиной Пустыни

Н.В. ГогольТрижды бывал в Оптиной Пустыни Николай Васильевич Гоголь. Собираться в Оптину он начал еще в середине 1840-х годов, о чем есть свидетельства современников. Однако впервые писатель побывал здесь лишь в июне 1850 года. Затем последовали еще два паломничества — в июне и сентябре 1851 года. Уже в первый свой приезд Гоголь познакомился с преподобными Моисеем и Макарием Оптинскими, и знакомство это произвело на него глубочайшее впечатление. А. К. Толстому он писал спустя три недели: «Я заезжал… в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное…» Второе и третье путешествия писателя в Оптину Пустынь состоялись в 1851 году с разницей в несколько месяцев. Из них особенно замечательно последнее. Сохранились сведения о том, что тогда Гоголь имел какой-то важный разговор со старцем Макарием. Лишь предположительно можно сказать, что речь шла о намерении Николая Васильевича остаться в монастыре. Об этом говорил впоследствии старец Варсонофий, об этом же обмолвливалась и сестра писателя Анна Васильевна, писавшая, что брат «мечтал поселиться в Оптиной Пустыни».
Мечте Гоголя не суждено было сбыться. (Да и в самом ли деле он со всею сознательностью хотел этого? Прп. Варсонофий утверждал, что старец Макарий, опытный сердцевед, с осторожностью отнесся к высказанному автором «Мертвых душ» желанию.) Впереди его ждали долгие, мучительные месяцы умирания.
Существует предание, что Н. В. Гоголь желал окончить свою жизнь в скиту, под духовным руководством старца Макария.

Православные монастыри. Путешествие по святым местам, «Свято-Введенская оптина пустынь» в. 50, 2009, с. 7

С.В. Булгаков «Русские монастыри…»

Козельская Оптина Введенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Козельска, на реке Жиздре, в огромном многовековом сосновом лесу. По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, а потом смиренный отшельник; но вернее название «Оптина», т.е. общая, произошло от того, что в пустыни до 1504 года совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к началу XV века. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 году возобновлена; в 1724 году упразднена; в 1727 году снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями. Середину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста.

На западной стороне возвышается четырехъярусная колокольня готической архитектуры, высотою около 30 сажень. В пустыни находится особо чтимые иконы: Казанская Божией Матери, преподобного Пафнутия Боровского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. При настоятеле Моисее (16 июня 1868 года), понесшем великие труды для упрочнения материального благосостояния обители и для утверждения среди братии истинного монашеского духа, в пустыни получило начало старчество и прием мирян для духовного наставления. Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 году бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской епархии) старцу Леониду, ученику схимонаха Федора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской епархии) обителях и который был непосредственным учеником знаменитого старца Паисия Величковского (а в последствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 году в Свирской обители Олонецкой епархии).

После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 октября 1841 года, руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета.) Благодаря Старчеству пустынь во 2-й половине XIX века сделалась центром, куда притекали для удовлетворения своих высших потребностей даже Высочайшие Особы, Архипастыри, люди выдающихся талантов (Великий Князь Константин Константинович, Московский митрополит Иоанникий, И.В. и П.В. Киреевские, профессора С.П. Шевырев и М.П. Погодин, А.Н. Муравьев, К.Д. Кавелин, Н.В. Гоголь, Т.И. Филипьев, К.Н. Леонтьев, гр. А.К. Толстой и др.); Особенно же в указанный период времени пустынь приняла широкое участие в просветительном влиянии на простой народ, который тысячами ежегодно приходил к старцам за удовлетворением своих нравственных нужд, и весьма многие, согретые словами правды и любви, уходили из обители с облегченным сердцем, умиротворенные душою и с зачатками лучшей жизни.

Пользовавшийся в свое время вполне широкою известностью знаменитые старцы пустыни заслуживают вечной памяти у потомства, как сеятели семян Христова учения, Христовой любви среди простого народа, которые примером своей строгой жизни оказывали громадное влияние на народную массу. Благодаря тем же старцам, пустынь служила образцом для других обителей, лучшей школой иноческой жизни и выпустила из своих стен и из-под своего влияния немало деятелей на пользу иночества и всей русской Церкви (каковы, например: Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, Антоний, духовник Киево-Печерской лавры, Леонид (Кавелин), наместник Троице-Сергиевой лавры и др. Еще в 1847 году пустынью было начато издание переводов святоотеческих и аскетических творений, жизнеописаний подвижников и других назидательных книг, драгоценных и для иноков, и для мирян.

Эта церковно-литературная деятельность, благодаря трудолюбию и духовному образованию оптинских иноков, получившая широкое развитие, не прекращается и поныне. Свидетельством этого служат имеющиеся в пустыни богатая библиотека, книжный склад и лавка. Во исполнение циркулярного указа Священного Синода от 12 июля 1910 года, старшей братией пустыни был составлен список необходимых для монастырских библиотек книг, который, по рассмотрению, исправлении и дополнении его, согласно поручению Священного Синода, Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским, в окончательном своем виде ныне разослан во все обители России, причем настоятелям монастырей вменено в непременную обязанность незамедлительно проверить монастырские библиотеки и пополнить их поименованными в списках изданиями.

При пустыни также имеется больница для братии и для мирян, странноприимный дом, пасека, свечной и черепичный заводы.
К пустыни приписан Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

Источник: Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995//С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.

Схема проезда

icon-car.png
Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь 54.053418, 35.831931 Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только