Усадьба Архангельское (Бове)

Усадьба Архангельское Бове (Россия, Московская область, Рузский район, Архангельское)

Последний раз посещали подмосковную Бове в 2007 году. Возвращаясь из Вереи, заглянули вновь, и были приятно удивлены увиденным – чудесное произведение мастера московского ампира отремонтировали. Снимки, сделанные несколько лет назад и сегодня, позволяют провести сравнительный анализ. Не берусь судить о качестве работ — я не реставратор и не эксперт по технологиям строительного производства, но на мой взгляд фасадные работы проведены аккуратно. Из статьи Ильина подчеркнула любопытную информацию, прежде храм был окрашен в серый цвет (современное же колористическое решение вполне традиционно). Даже в пасмурную погоду храм, светящийся свежими красками, буквально озаряет прилегающий ландшафт, лишенный монотонности: от культовой постройки, стоящей на естественном возвышении, по довольно крутому склону к речке когда то спускался усадебный парк. Вероятно, простирался он и на другом берегу. Всё что от него уцелело — небольшой массив, в котором скрывается сельское кладбище. К погосту ведет дорога вниз мимо церкви, по мостику, переброшенному через полуобмелевшую Тарусу, огибая зеленый островок справа. Нахожу этот вид довольно привлекательным. Для глубоко интересующихся усадебным искусством привожу статью искусствоведа М.А. Ильина.

М. Ильин Усадьба архитектора О.И. Бове

О селе Архангельском, бывшей усадьбе архитектора О.И. Бове, можно было бы теперь и не упоминать, если бы в 1822 г. там не появился памятник, который может быть поставлен в первом ряду произведений московского ампира.
Архангельское получило теперешнее свое название лишь после того, как вдова тогдашнего помещика кн. Ю.Ю. Трубецкого, Евдокия Артемьевна, вышла замуж за известного архитектора О.И. Бове. До того оно называлось Трубетчино, и здесь стоял дом, сожженный французами в 1812 г. Новый владелец О.И. Бове строит тут церковь, которая дошла до нас , и барский деревянный с колоннами дом, проданный на слом в 1875 г.
Усадьба Архангельское Бове
Усадьба стояла на окраине села, что видно из её местоположения, так как до нас дошли одиночные деревья, стоявшие когда то в парке, опускавшемся отлогим спуском к реке Тарусе. Церковь, выстроенная О.И. Бове, поставлена уже на новом месте, ближе к усадьбе; прежняя стояла посреди села, что видно из уцелевшей на её месте часовни и многочисленных надгробий отчасти XVII века.
До последнего времени в храме хранились чертежи (план и фасад), подписанные автором, недавно погибшие. Но не смотря на их отсутствие, авторство этого храма для нас очевидно. Круглая с закрытыми лоджиями ротонда окрашена, как и весь храм, в серый цвет с белыми деталями; к ней прилегает пости квадратная с округлыми углами трапезная, на западе которой мы видим трехъярусную, с массой аттиков, колокольню, имевшую когда то внизу сквозной пролет со свободно стоявшими четырьмя колоннами и две фигуры апостолов на выступе аттика первого яруса. Декорация храма отличается строгой сдержанностью и лаконичностью, которые при этом нисколько не умаляют изысканных и легких пропорций всего сооружения. Дорические двойные колонны лоджий ротонды переходят в трехчетвертные на восточной части храма, заключая между собой алтарь, который при подобном приёме как бы растворяется в центральном подкупольном пространстве и становится совершенно незаметным, неощутимым. Поверх архитрава уже на скате крыши мы видим прерывающийся легкими ампирными решетками, красиво нарисованный аттик, подобный которому находим и на колокольне.

Центральный храм с вдвое меньшим диаметром, чем окружность по колоннам, перекрыт эллипсовидным с аттиками куполом на широком барабане, обработанном полукруглыми итальянскими окнами, являющимися богатыми источниками света. Трапезная, как и стены ротонды, покрыты до высоты окон рустом. Окна на ней сконцентрированы в середине, при чем декорацией служат лишь замки над ними, арка над средним окном и прямоугольная впадина под окнами. Над карнизом трапезной мы видим опять аттик, но без решетки. Колокольня также выдержана, как и храм, имея лишь во втором ярусе ионические полуколонны и большое применение аттиков, что делает её игривей. Вообще мы можем сказать, что аттик употреблен в нашем памятнике в изобилии и служит одним из основных моментов декорации. Нельзя не отметить, под конец, интересных полукруглых с выступами лестниц, находящихся по бокам перед лоджиями, кривизна которых описана большим радиусом из того же центра, как и сама планировка ротонды. Недостаток места не позволяет нам подробно останавливаться на композиции и генезисе храма, что дало бы нам многое для анализа и подробного изучения этого интереснейшего памятника. Мы можем лишь отметить что Бове достиг в нем большого совершенства, отказавшись от применения лепных деталей, которые для него играли большую роль в орнаментации зданий; пользуясь лишь чисто архитектурными формами подобно Кваренги в Шереметевской больнице, Бове добился может быть, еще большего художественного выражения.

Насколько просты и мало-декорированы массы снаружи, настолько пышно обставлена внутренность самого храма. В центральной ротонде, представляющей из себя внутри купольный цилиндр, охваченный двумя сегментами алтаря и хор, мы находим замечательный (ныне несколько изуродованный) иконостас, представляющий из себя как бы сильно декорированную часть дома Гагариных на Новинском бульваре – произведение того же Бове. Та же плоская полукруглая ниша – архивольт с теми же парными колоннами по бокам (на этот раз ионическими); в общем тот же принцип архитектурной мысли, который может быть назван лейтмотивом нашего мастера. На вершине этого иконостаса мы видим две коленопреклоненные фигуры ангелов, весьма близкие к Виталиевским в Университетской церкви. Кроме того надо указать на то, что за широким карнизом, отрезающим купол от стен, скрыт ряд голосников, применение которых в эту эпоху вызывает удивление. В трапезной мы находим два вполне сохранившихся придела, симметрично расположенных по бокам входа в центральных храм. Когда то покрашенные в голубой с золотом цвет (теперь белый), иконостасы имеют богатую орнаментику, которая вполне гармонирует с живописью итальянского стиля, будто бы написанных братом зодчего – М.И. Бове.

Ротонда в церковном зодчестве употреблялась сравнительно часто, и мы видим её применение в конце XVIII века в эпоху классицизма. Бове имел перед собой образцы сооружений подобного рода, из которых кое-что было выстроено Казаковым. Казаковская церковь на Гороховой вряд ли могла служить прототипом композиции нашего памятника, если не считать обработки стены полуколоннами, столь удачно примененными в нашем храме, и центричности всей постройки. Трапезная и колокольня Баженовской церкви на Ордынке, которую закончил Бове, вернее и была образцом, который был применен в этих же частях в с. Архангельском. Композиция основных масс почти одна и та же. Мы найдем у Баженова и округлые углы прямоугольной трапезной и даже почти одинаковую вертикальную пропорциональность верхней части такой же трехъярусной колокольни.
Ротонду с закрытыми по бокам лоджиями, мы найдём в с. Константинове, Бронницкого уезда, выстроенную в 1797 г. (внутри находится икона Благовещения Боровиковского). Эта ротонда по плану и основной комбинации масс весьма близко подходит к нашему памятнику.
В заключение мы можем сказать, что храм с. Архангельского представляет из себя продукт того московского классицизма, который являлся для О.И. Бове неисчерпаемым источником, из которого он брал свои темы, перекладывая их на язык нового художественного понимания. Как и храм, так и иконостасы являются памятниками подлинного мастерства одного из последних представителей «московского» искусства.

Источник:
М. Ильин Усадьба О.И. Бове//Сборник ОИРУ 1927, в. 3, с. 17-19

Парк усадьбы Бове

Архангельское Бове. В начале XIX в. село принадлежало Трубецким. Одна из представительниц этого рода вышла замуж за архитектора Бове, который построил дом и церковь и разбил парк. На выровненной площадке со склоном к р. Тарусе сохранился деревянный дом (прим.: 1997 г.) — церковь Михаила Архангела (1822 г.). В усадьбу ведет аллея из лиственниц. Сохранилась изгородь из акации желтой, боярышника кроваво-красного и девичьего винограда прикрепленного, остатки рядовых посадок сосны и липы. Из усадьбы открывается исключительно живописный вид на долину р. Тарусы и смешанные леса с преобладанием сосны и ели. Состояние растений удовлетворительное. В парке пять интродуцентов и девять местных видов. Обращает на себя внимание аллея из 70 экземпляров лиственницы сибирской (высота 24 м, диаметр ствола 60 см), а также отдельные деревья и живая изгородь из боярышника кроваво-красного (высота 8 м, диаметр ствола 30 см). В числе хорошо развитых местных видов можно назвать: березу плакучую (высота 27 м, диаметр ствола 55 см), ель обыкновенную (высота 26 м, диаметр ствола 44 см), сосну обыкновенную (высота 28 м, диаметр ствола 64 см), иву белую (высота 24 м, диаметр ствола 145 см) и липу мелколистную (высота 30 м, диаметр ствола 82 см).
Для сохранения оставшихся растений необходимо взять под охрану прекрасную аллею из лиственницы сибирской.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Архангельское (Бове)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Архангельское (Бове) 55.477577, 36.393628 Усадьба Архангельское Бове

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только