Усадьба Елизаветино (Дылицы)

Усадьба Елизаветино (Дылицы) (Россия, Ленинградская область, Гатчинский район, Гатчинский район, д. Дылицы, Парковая улица)

Частная собственность, попасть на территорию можно только с экскурсией

Усадьба Елизаветино Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987

Усадебно-парковый ансамбль Дылицы, или Елизаветино, расположен на месте одного из древнейших новгородских погостов — Вздылитского, упомянутого в Писцовой книге, составленной московским писцом Дмитрием Васильевичем Китаевым еще в 1499 г. Усадебный комплекс вблизи современного шоссе Гатчина — Волосово сложился в середине XVIII в. и назван Елизаветинским в честь дочери Петра I. Неизвестный архитектор построил здесь каменный Охотничий дворец и разбил небольшой регулярный парк, ставший ядром комплекса. В 1762 г. владельцем Елизаветина становится приближенный Екатерины II гардеробмейстер В. Г. Шкурин, построивший недалеко от дворца церковь; тогда же парк был расширен и украшен декоративными сооружениями. При последующих владельцах — Волковой (1849 г.), семействе Трубецких (1850 -1917 гг.) территория парка увеличивалась, в усадьбе были построены многочисленные каменные и деревянные службы.

Описание имения Дылицы

Несмотря на многие утраты в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, основные планировочные и объемно-пространственные компоненты ансамбля Дылицы-Елизаветино остались неизменными; он является одним из наиболее сохранившихся усадебно-парковых ансамблей.

Основные усадебные постройки

Стоящий на границе парка усадебный дом представляет собой кирпичное двухэтажное в центральной части здание с мезонином; в его облике проявляется большое влияние барокко. Парковый и противоположный ему фасады решены по-разному: один — с пандусами для подъезда гостей и весьма скромным входом; другой — очень пышный и нарядный. В парк, на главную аллею, выходит стройный четырехколонный портик, в тени которого расположены высокие окна с полуциркульным завершением и дверь. Монументальность этому фасаду придает портик, поставленный на гранитный цоколь с лестницей на два всхода. Над портиком устроен бельведер с куполом.

 Фасад с дороги оформлен более скромно. Двусторонний пандус подводит прямо к входу в дом, перекрытому в XIX в. кровлей на фигурных столбиках. Над входом расположен ряд маленьких окон второго этажа. Элементы внешнего убранства усадебного дома подчеркнуто нарядны. Фасады его ритмично расчленены высокими окнами с характерной для барокко мелкой расстекловкой. Люкарны бельведера выдвинуты из плоскости стен и прикрыты самостоятельными гнутыми кровлями. Усадебный дом в Елизаветине имеет небольшое количество комнат, значительно перепланированных при позднейших перестройках. В центре дома расположены вестибюль и двусветный зал, на север и на юг от которого отходят анфилады по пять комнат. Для шести комнат мансарды и служебных помещений с кухней в подвалах характерна небольшая высота.

Архивные изображение (портреты, фото, чертежи)

От убранства интерьеров ничего не сохранилось, но описания позволяют воссоздать их облик. Зал украшали печи из белых голландских изразцов с синим рисунком, резные фигуры арапов, поддерживающих вазы для цветов, а также нарядные люстры и наборный паркет. Вдоль стен бильярдной были установлены шкафы из красного дерева от пола до потолка, в которых хранилась библиотека. Будуар, кабинет и спальня были отделаны кожей с тисненым рисунком; комната над залом оформлена в восточном стиле с лепным декором, коврами и специально изготовленными диванами. Остальные интерьеры имели более простое убранство. В 1911 г. к усадебному дому был пристроен одноэтажный флигель, соединенный с ним пониженной галереей. Для этой цели был приглашен ученик Академии художеств, имя которого осталось неизвестным. Для создания единства пристройки и усадебного дома он соблюдал в декоре фасадов пропорции и размеры, присущие существовавшей постройке. Усадебный дом был восстановлен по проекту архитектора Н. Ф. Бровкина. Владимирская церковь построена в 1762 — Владимирская церковь 1766 гг. к югу от усадебного дома. Исследования последних лет приписывают эту постройку известному архитектору С. И. Чевакинскому. Расположенная на границе парка церковь сочетала в себе черты культовой и парковой архитектуры; это поздний образец стиля барокко с присущей ему нарядностью. Памятник интересен своим объемным решением. Ярусная живописная композиция состоит из высокого двусветного зала, над которым поставлена изящная ротонда-фонарик с куполом. Пропорции завершения настолько удались архитектору, что он повторил их, поставив такую же ротонду «со звоном» на третьем ярусе колокольни н, кроме того, возвел апсиду под сферической кровлей в виде полуротонды.

Фасады церкви расчленены лопатками и на углах обработаны рустом. Окна обрамлены наличниками с замковыми камнями. Сочный лепной декор наличников, рустовка углов храма придают ему нарядный вид. В интерьере церкви привлекала внимание предалтарная часть, декорированная пилястрами с капителями композитного ордера. По своим стилистическим особенностям памятник близок к петербургским постройкам первой половины XVIII в. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от артиллерийских обстрелов, однако начатые в 1975 г. по проекту архитектора М. А. Дементьевой реставрационные работы должны вернуть архитектурному памятнику его первоначальный облик.

Парк

За двести лет существования парк претерпелзначительные изменения. Первоначальная регулярная часть его, примыкающая к усадебному дому, подверглась в XIX в. некоторой перепланировке, а в дальнейшем настолько разрослась, что почти слилась с пейзажной частью более позднего происхождения. Перед домом в парке были разбиты клумбы с цветочным календарем, установлены вазы и посажены декоративные деревья. От всех пяти парковых ворот к усадебному дому были проложены аллеи, рассекавшие парковый массив на ряд сегментов. Одна из аллей была превращена в кегельбан.На старинном квадратном Лебедином пруду имелась купальня и павильон-беседка в виде гриба. Особое внимание уделялось островам на другом, нерегулярном, пруду; здесь были излюбленные места гуляний, пристани и купальни, конюшня для пони. На границе парка находилось несколько дачных построек, сооруженных в середине XIX в. для приема многочисленных гостей. Среди них были. Тирольская, Полукаменная, Красная, Персиковая и Березовая дачи. Большинство из них существовало недолго. Дольше других простояла дача «Аврора», построенная на средства Демидовых.

Источник:
Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987

Владелица имения — Елизавета Эсперовна Трубецкая

Елизавета Эсперовна, урождённая княгиня Белосельская-Белозёрская, представительница высшей родовой аристократии характером сильно отличалась от своего невидного супруга. Её отец, потомок удельных князей, был известный богач. В Санкт-Петербурге ему принадлежал весь Крестовский остров, где и стоял его дворец. Своим происхождением от удельных князей Трубецкая очень гордилась. Занятая мыслями о своем высоком происхождении, Трубецкая и держалась особенно. Ее внешность, походка, жесты, манера говорить — все это отдавало каким-то театральным величием.

Княгиня Трубецкая, особенно в молодости в первые годы замужества, устраивала в имении приёмы и блестящие балы, которые посещал сам государь и члены царской фамилии. Бывало, чтобы отличиться, княгиня не останавливалась не перед чем. Были известны случаи, когда она, чтобы затруднить другим устройство бала, оставляла Санкт-Петербург без цветов, скупая цветы по высокой цене сразу во всех садоводствах Петербурга и его окрестностях.
Светские успехи Елизаветы Эсперовны были известны даже за границей. Во Франции, главным образом, при дворе она изумляла всех своей роскошью и причудами. О ней писали в одном из номеров журнала «Столица и усадьба» в статье «Русские дамы, блиставшие в Париже во время II империи». Там же помещён и снимок с портрета Трубецкой, написанного известным немецким живописцем.

Трубецкая любила роскошную жизнь и денег не считала, громадное приданое в 7 млн. рублей золотом она ухитрилась истратить в течение пяти лет.
Княгиня была в очень хороших отношениях с императором Николаем II, письма которого у нее хранились до старости. С Бонапартом у нее была даже родственная связь. Этим, вероятно, объясняется, что впоследствии принц Луи Наполеон, принятый на службу в Россию, приезжал к Трубецкой в Дылицы.
Ее связями с заграницей, как теперь выясняется в исторической литературе, пользовалась русская дипломатия, и княгиня, имея одно время политический салон, исполняла секретное поручение правительства.
Насыщенной и не менее интересной была и культурная жизнь Елизаветы Эсперовны Трубецкой. Она поддерживалась встречами и переписками со многими российскими и зарубежными деятелями искусств: поэтом Игорем Северянином, Фёдором Тютчевым, адмиралом Михаилом Чайковским, братом П.И. Чайковского, графом Игнатьевым, женатым на внучке А.П. Охотниковой, знаменитыми французскими писателями и другими известными людьми. Многие слагали о ней свои стихи.

Елизаветино! Налево,
От станции в одной версте,
Тоскует дылицкая дева,
По своему о красоте…
Дыша Оранской Изабеллой,
Вступаю в лиственный покой.
Молчит дворец меж сосен белый
И парк княгини Трубецкой.
За Дылицами – Вераланцы.
За Пятигорьем – Озера.
Какие девичьи румянцы!
Жасминовые вечера!
Через Холповицы прямо
Я прохожу к монастырю
И, на колени встав у храма,
Пою вечернюю зарю.
В моём порыве – глубь бездонья!
Я растворяюсь в тишине
И возвращаюсь чрез Арбонье
При новоявленной луне.

Игорь Северянин

В Дылицах княгиня жила исключительно летом. Остальное время она проводила в Санкт-Петербурге, где у неё был дом (теперь ул. Чайковского) или за границей.
Живя во Франции Елизавета Эсперовна занималась изданием книги о происхождении рода князей Трубецких (на французском языке), где доказывалось, что её муж происходит от великих литовских князей. Изображение генеалогического древа Трубецких находилось на видном месте в зале Дылицкого дворца.
Местных крестьян она по старинке считала как бы своими и потому относилась к ним покровительственно: при пожарах она давала лес, иногда помогала небольшими подачками. Крестьяне, зная ее слабость, под разными предлогами приходили толпой к ней и с чем-нибудь поздравляли. Это ей, видимо, нравилось, и она давала им на угощение. Дылицкие ребята всегда толпой подкарауливали ее во время ежедневных прогулок в экипаже. Она останавливала коляску и приказывала выездному лакею наделять ребят гостинцами.

Но служить у нее было тяжело. Оторванная от русской жизни и более знакомая с французской речью, она многое не понимала, и её замечания часто вызывали недоумение.
Помнится, как однажды, заметив около дорожки кучку земли, вырытой кротом, она приказала управляющему немедленно выгнать всех кротов из парка. Возражений же она не терпела. Если кто-нибудь её очень сердил, то в ответ раздавалось: «Вы гадкий, вы скверный, вы трубочист «.
Будучи в пожилом возрасте приезжая в Дылицы, княгиня проводила время одиноко и однообразно. Ни с кем из соседских помещиков и жителей не зналась, считая это, видимо, унизительным для себя. Принимала только родных и старых знакомых. Вообще она скучала и изредка, вспоминая, свое прошлое, приглашала военный оркестр и устраивала фейерверк.

Источник:
http://варнавино-район.рф/trubeckoy.html

Информация

  • Организация незабываемых мероприятий! С осени 2016 года «Усадьба Елизаветино» официально открыла свои двери для экскурсий и проведения мероприятий на территории Двора
  • VK https://vk.com/elpalace
  • интернет: www.elpalace.ru
  • e-mail: info@elpalace.ru
  • тел.: 8 (921) 655-10-28

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Елизаветино (Дылицы)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Елизаветино (Дылицы) 59.484126, 29.752951 Усадьба Елизаветино (Дылицы)

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только