Усадьба Самуйлово (Россия, Смоленская область, Гагаринский район, Самуйлово)
Сохранились: руины главного дома, руины флигеля, заросший парк с прудами
Как безжалостно время и люди… Некогда роскошный ансамбль, а теперь обветренные руины, в которых только лесные птицы находят пристанище…
От Пречистого до Самуйлово 13 км, дорога асфальтированная, вполне сносная. Мы подчеркнули для себя один недостаток на дорогах Смоленщины — большинство указателей с названиями населённых пунктов попросту отсутствуют, из-за этого терзают постоянные сомнения, туда ли нас занесло.
Усадьба Самуйлово
Бывшее поместье Голицыных расположено на окраине села, слева от дороги. В холодное время года, когда просматриваются окрестности, дворец хорошо заметен. Подъездная дорога, проходящая по плотине между двумя усадебными прудами, огибает фруктовый сад, яблони которого, увиты древесным лишайником, напоминающим пепельное кружево. По другую сторону дома простирается парк — безмолвный и угрюмый…
Эта разорённая усадьба была одной из крупнейших в Смоленской области. Архитектурный ансамбль стиля классицизма (1799-1800) строился по заказу А.А. Голицына архитектором Ж. Тома де Томаном, дебютировавшего этим проектом в России.
Самуйловский дворец, огромный по размерам и презентабельный по виду, мог составить конкуренцию лучшим столичным образцам.
Основной двухэтажный объём здания с ротондальным выступом со стороны парка, и двумя боковыми ризалитами со стороны двора по центру был украшен шестиколонным портиком, поставленным на въездной пандус. Портику большого ордера на одноэтажных крыльях здания отвечали малые — четырёхколонные.
Круглящиеся галереи соединяли главный дом с флигелями, в свою очередь так же украшенные портиками. Усадьба, разорённая после революции, сильно пострадала в Великую Отечественную войну. Церковь взорвали фашисты. Многочисленные хозяйственные постройки и один из флигелей утрачены… и похоже, блестящего прошлого уже ничего не вернуть.
Самуйлово — история поместья
Столица и усадьба №9 (1 мая 1914 г.)
(«Самуйлово» — имение бывш. кн. Голицына, ныне Шульц; «Васильевское» — имение графа Граббе; «Скугарево» — имение бывш. Воейковых, ныне Попова…)
Иногда положительно неисчерпаемым кажется то количество усадебных сооружений, которое имеется еще в пределах России. От подмосковной области (густо застроенной дворцами) и до лесов Вологодских или степей Саратовских повсюду можно встретить прелестные поместья. И не только губернии, типичные для быта «гнёзд дворянских» и традиций, т.е. Орловская, Калужская, Курская, Тульская, Смоленская, Рязанская, Ярославская, Тамбовская, Нижегородская, Симбирская, Полтавская, Черниговская, но даже столь удаленные от центра просвещения и искусства, как губернии Олонецкая, Уфимская или Екатеринославская, изобилуют барскими домами, сооруженные лучшими мастерами и наполненными предметами изумительной красоты, вывезенными из Парижа, Вены, Дрездена…
Многие усадьбы сгорели, разорены, переделаны, достроены или надстроены; иные проданы их исконными владельцами или перешли в руки полурусских, полунемцев, полуевреев, — вроде «Ляличей», дворца графа Завадовского, попавших в обладание некоего Голодца. Сколько зал и целых домов опустошено жадными до наживы антиквариями или столичными «любителями старинки»!
И все-таки, в обширной и обильной России до сих пор — необъятное количество старины и, так как почти все это еще не описано, не исследовано и не сфотографировано, а часто и совсем неизвестно {Литература усадеб исчерпывается до сих пор всего пятью, шестью изданиями: несколько статей (и специальный, летний номер за 1910 год) журнала «Старые Годы»; описание усадьбы села «Архангельское» в журнале «Мир Искусства»; две части «Подмосковных» изд. т-ва «Образование» и, издаваемые гр. Олсуфьевым, «Памятники Тульской старины», в которых воспроизведено не мало усадеб Тульской губернии. Для все России это не так уж много.
И до сих пор такие замечательные имения, как «Александрия» гр. Браницкой, «Очкино» Е.А. Судиенко, «Сокиренцы» гр. Ламздорф-Галаган, «Качановка» П.И. Харитоненко, «Стольное» гр. Мусина-Пушкина и много других вовсе не описаны.}, то нередко приходится положительно наталкиваться на усадебные оазисы изумительной красоты. И чем дальше от крупных центров, тем больше уцелевших, часто совсем не тронутых «вотчин», дворцов и хуторов. Неожиданно , в самых медвежьих углах открываются обозревателю прелестные постройки, флигеля, ворота, часовни и в них мебель, люстры, фарфор. Получается величайшее наслаждение для такого «охотника за русской архитектурной стариной» открыть новое, еще неизвестное, сооружение.
Но как велика была любовь к красивому, как значительны были уделяемая на жилища и обстановку суммы, если мы вспомним о тех трудностях, с которыми приходилось доставлять все материалы, выписывать мастеров, если мы вспомним о тех дорогах, по которым все это прибывало на места: не верится, порою, в реальность видимого…
Тем более, пока не поздно, пора описать, снять эти «памятники» усадебной старины, дабы хотя таким образом передать потомству все эти художественные сокровища или сведения о них. Построенные часто наспех, бутафорски и разрушающиеся потому от естественных причин (например, «Очкино» Черниговской губ.), большинство этих сооружений начала девятнадцатого столетия, конечно, не долговечно. Некоторые дворцы построены капитально. И они сохранились бы, но их переделывают: уширяют окна, достраивают террасы, пристраивают кухни, гаражи, оранжереи.
И большей части усадеб скоро не станет. Ремонт погубит очарование многих деталей и украшений, а в них-то значительная доля того cachet, который и составляет прелесть многих домов. Если бы собрать все это, рассыпанное по России, достояние — получился бы целый город-музей, равного которому не сыскать бы в Европе. Надо собрать эти художественные сокровища хотя бы в издании.
———-
На этот раз остановим наше внимание на некоторых усадьбах одной области России, на усадьбах, — являющихся богатыми примерами для показания размаха помещичьего строительства, именно Смоленской губернии.
———-
«Самуйлово» ныне принадлежит В.Шульцу, который купил его у князя Лобанова-Ростовского. Князь, в свою очередь, приобрел это имение от купцов Александрова и Комарова, которым оно досталось с торгов давно еще, при продаже имущества объявленного несостоятельным князя Павла Алексеевича Голицына.
«Самуйлово» — родовое гнездо этой ветви Голицыных; со времени Елизаветы Петровны и до 1885 г. оно принадлежало им. Дом построен в 1790-1800 гг. Впоследствии к нему были пристроены крылья, в которых помещены были иезуиты; здесь помещалась и тайная канцелярия, и католическая церковь. Все это пряталось в подземельях во время ревизий, которые в царствование Николая Павловича бывали часты, ибо Голицыны были не в фаворе у Государя. Когда-то Голицыны были очень богаты. У них в одном этом уезде было 86 тысяч десятин земли, остальная часть уезда принадлежала князьям Долгоруковым и Воейковым. От владений Долгоруковых не осталось и следа: все, что они имели, было продано ими крестьянам после освобождения, а дома их были разрушены до основания. Воейковы часть имений продали, а часть земель перешла от них к Татищевым.
Самуйловский дом — выдающийся пример усадебной архитектуры классического типа. Один фасад его (со стороны подъезда) украшен полукруглым выступом, обрамленным коринфскими колоннами, на подобие Елагина дворца. Окна нижнего этажа большие, полукруглые; соотношение этажей в смысле пропорции взято прекрасно. К дому примыкают два одноэтажных крыла, заканчивающихся выступающими корпусами, прелестно обработанными портиками из ионических колонн. От этих крыльев, в свою очередь, отходит двумя полукружиями колоннада, заканчивающаяся тоже двумя корпусами. Фасады последних так же украшены портиками.
В общем получается богатый, огромный дворец палладианской архитектуры, типа виллы Trissini в Meledo или виллы Godi Porto в Lonedo.
Итальянская вилла богатого дожа Венеции Корнаро или Барбаро — среди лесов Белоруссии! Как ни удивительно, а, между тем, это так. Белеющиеся итальянские классические колонны, стройные портики выделяются на фоне, подернутого туманом, старинного парка… Величественностью и благородным вкусом веет от этого дворца…
Самою интересною деталью внутренности дома является обработка стен. Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно скоро погибнут. Между тем, этот род украшений стен медальонами и включенными в квадраты, изображениями античного сюжета, очень редкий и привлекательный. Здесь восьмигранные круглые рамки, в каждой из них различный сюжет. Гроздья винограда и розы вьются вокруг трельяжа и все это написано al fresco.
Прелестны печи, но часть их разграблена. Например, убраны вазы с постаментов. Роспись архитектурных деталей менее красива, но также заслуживает внимания.
Георгiй Лукомскiй
Из научных источников: парк д. Самуйлово
Парк расположен в 22 км на север от районного центра при д. Самуйлово, на юго-западной его окраине. Площадь его — 100 га. В состав усадебного комплекса, помимо парка входили: великолепный кирпичный двухэтажный дворец, построенный в XVIII. веке; два оригинальных двухэтажных здания, в одном из которых размещался манеж, в другом — жила прислуга. Оба здания соединялись с дворцом крытыми переходами. Дворец являлся одним из ценнейших произведений русского классицизма.
К востоку от архитектурного ансамбля находился каскад из шести прудов, возле которых были посажены разные тополя (бальзамический, лавролистный, дельтовидный) черёмуха, спирея. Часть деревьев и кустарников сохранилась. Днища прудов были вымощены кирпичом. Питание их осуществлялось не только поверхностными, но и подземными водами. С востока от деревни к центру усадьбы проходила многорядная въездная липовая аллея. Сохранилась небольшая часть деревьев этой аллеи.
Автором проекта усадебного комплекса был известный архитектор, уроженец Швейцарии Тома де Томон, прославившийся своими великолепными сооружениями в Петербурге в начале XIX века. Проект данного усадебного комплекса был первой работой этого архитектора в России.
Усадебный парк располагался к западу от усадебного комплекса зданий. Между усадебным дворцом и парком находилась большая полуовальной формы площадь, вероятно, с цветниками.
Усадьба находилась во владении известного дворянского рода — князей Голициных. От дворца, являвшегося одним из ценнейших произведений русского классицизма, и усадебных строений остались практически развалины. Сохранились лишь стены дворца, свидетельствующие о былом величии здания. В полуразрушенном состоянии и одно из сохранившихся других зданий архитектурного ансамбля. Зарастает, заиливается и один из сохранившихся шести прудов.
В сильно запущенном состоянии находится и усадебный парк. Он занимает ровную поверхность с небольшим наклоном в восточной части на восток, в западной — на запад. Прежняя планировка парка не сохранилась. Хорошо просматриваются лишь две аллеи из лип, идущие параллельно от располагавшейся перед дворцом площади на запад. Старые насаждения, в основном липы, сохранились лишь в восточной части парка, примыкающей к усадебным строениям. Вне тропинок, проходящих по двум старым аллеям, парк труднопроходим из-за густых зарослей подроста и густой травы в отдельных местах (в основном крапивы и малины). Среди молодых деревьев преобладают липа, клен. В подросте больше клена. Реже в подросте можно наблюдать ель.
Западной границей парка был ров, за которым начинался лес. В этой части парк переходит в лес. Количество широколиственных пород в лесу заметно уменьшается; появляется больше елей, часто встречаются береза, осина. В подросте много ели, нередки липа, клен.
Кустарников в восточной и центральной части парка мало. Кое-где встречаются орешник, бузина красная. Постепенно в лес переходит парк и в северной части. Заметно уменьшается количество старых деревьев, появляется осина, ель, в подросте — ясень. Из-за густого подроста, в котором, помимо ясеня, много липы, иногда клена, лес весьма труднопроходим. Несмотря на сильное зарастание, парк не потерял полностью привлекательность и при проведении рубок ухода, определенном обустройстве может быть превращен в хорошую зону отдыха.
Источник:
В.А. Шкаликов, М.А. Ерашов, И.А. Борисовская «Особо охраняемые природные территории Смоленской области», Смоленск, 2005, с. 182-184