Усадьба Вильповицы (Лапина) (Россия, Ленинградская область, Ломоносовский район, Вильповицы)
Задумала объехать как можно больше питерских усадеб, но времени как обычно в обрез… Поэтому маршруты были скомпонованы по принципу наименьшей удаленности объектов друг от друга. Как бы то ни было, в день мы преодолевали от 350 до 450 км, что согласитесь, с учетом качества дорог в провинции, физически осилить довольно тяжело. В один из дней были запланированы (привожу в произвольной последовательности): Вильповицы, Воронино, Гостилицы, Литизно, Ратчино, Утешение, еще пара культовых памятников…
Усадьба Вильповицы или Лапина
Итак, усадьба Вильповицы или Лапина. Если б мы оказались здесь в ясный солнечный день, то и восприятие было бы более позитивным… Но все же прекрасная погода вряд ли способна преобразить скромный сильно обветшавший ансамбль, сложенный к тому же из мрачноватого серого камня. Да и окружающий его антураж — вырождающийся парк с умирающими старовозрастными деревьями — картина печальная, я бы даже сказала безысходная…
Памятник усадебного искусства, а именно его важную экономическую составляющую — хозяйственный двор, связывают с именем архитектора Ю. Фельтена, который приходился родственником владельцам поместья, но документальных свидетельств о строительстве нет, и поэтому я не стану об этом распространяться.
Экономия обер-кухмистера Иоганна Фельтена
История имения начинается с момента, когда Петр II пожаловал эти земли с деревнями Филипповской, Ливонской и Чудиновой, с 1156 десятинами обер-кухмистеру своего отца Петра Великого – датчанину Иоганну Фельтену (Ивану Ивановичу) с супругой. Владение получило название Лапала или Лапина, и носило чисто хозяйственное назначение. Все постройки (кроме хоздвора, сложенного из серого плитняка) были деревянными, даже мельница, поставленная неподалеку на реке Кишкиной.
Обер-кухмистер – главный повар при дворе. В России эта немаловажная должность известна с 1507 г. Само слово имеет польско-германское происхождение, ввел его в оборот Петр I, который в табеле о рангах заменил названия многих государственных должностей на иностранные.
Мы знаем крутой нрав императора, и когда он оставался недоволен стряпней повара или просто был не в духе, то по спине Ивана Ивановича не раз «танцевала» тяжелая трость самодержца. При дворе о Фельтене слагали анекдоты, называя его за глаза рогоносцем. Возможно, в этом есть доля правды. Мне довелось читать, что Петр Алексеевич открыто над ним надсмехался, заказав в Голландии полотно, которое ныне хранится во дворце Монплезир. На этой картине изображен легко узнаваемый Петр с дамой в весьма пикантной ситуации, а рядом играющий на трубе в поварском фартуке якобы «мундкох Ян» (любивший «трубить» об изменах своей благоверной)…
В начале 1780-х гг. происходит смена собственника, им становится Павел Васильевич Скворцов, который усердно приводит владение в порядок: устраивает запруду на реке, прорубает просеки, строит дороги.
Вильповицы — пример провинциальной готики
Деревянные постройки были заменены на каменные, скорее всего, при Варваре Александровне и Капитоне Петровиче Фуровых, поставивших в Вильповицах кирпичный завод. Но результат их деятельности блестящим не назвать: здания получились скромными по архитектуре. Даже главный дом – как правило художественное и смысловое средоточие любого усадебного комплекса – весьма невыразителен по наружному убранству. Вероятно, ансамбль задумывался в ложно-готическом стиле, но стилистически воплощен в реальность скупо и невнятно. «Готические» здесь только отдельные штрихи, робкая «наметка»: стрельчатые проемы окон и пинакли по сторонам торцевого фасада главного дома…
Мы уже никогда не сможем узнать, отчего такая нерешительность – недостаток средств, или отсутствие грамотного и талантливого архитектора? А может быть борцы с помещиками так обезличили сооружения?
После смерти мужа Варвара Александровна продает имение Дорну Борису Борисовичу – кандидату прав и практикующему юристу. Его супруга проживала в имении круглогодично, неустанно занимаясь ведением хозяйства. Однако, некие обстоятельства заставили в 1901 г. Дорнов заложить имение в банке, благодаря чему сохранилась опись недвижимого имущества: «Имение обеспечивается водой из рек Коваши, Безымянный ручей, ручей Кинельчи, много ключей. Постройки капитально устроены и большей частью каменные. Под усадьбой 13 десятин, из них: постройки – 3 десятины, фруктовый сад – 3 десятины, огород – 1 десятина, парк – 6 десятин. В саду 200 яблонь, черная и красная смородина, крыжовник, малина. Парк довольно редкий, много лужаек. Весь парк разгорожен изгородью на участки. Служит выгоном для ездовых лошадей. Под мельницей – 1 десятина, под известковым заводом – 2 десятины 2050 кв. саж. На Безымянном ручье водяная мельница о 4 поставах в аренде».
Фрагмент архивной карты «План Санкт-Петербурга», 1913
На архивной карте 1913 г. усадьба Вильповицы числится как мыза Лапинская
Заключение
По таким артефактам, как памятник мировому вождю пролетариата несложно догадаться, что за организация занимала усадебный комплекс в советское время (колхоз «Спиринский»). Теперь большинство построек пустуют и неминуемо разрушаются…