Кострома. Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре в Костроме (Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37)

Один из лучших поволжских посадских храмов XVII в. Построена в 1652 г. Четыре внутренних столпа несут пятиглавие с куполами луковичной формы. Фасады членятся не лопатками, а сдвоенными полуколонками. Полуциркульные, сочно профилированные закомары отделены от стен живописным карнизом (поздняя четырехскатная кровля превратила закомары в кокошники). Храм опоясан галереей с арками на колонках- кубышках. С запада, юга и севера имеет нарядные крыльца с шатровыми верхами. Западные ворота устроены в виде двухарочной стенки. Большая арка, увенчанная тремя шатрами, ведет в крытый переход к западному крыльцу. Малая арка открывается во двор. 

Описание церкви Воскресения на Дебре в Костроме

Низкие арки на мощных кубышках, обильные ширинки и граненые формы шатров придают западным воротам особую выразительность, отражают фольклорную струю в искусстве XVII в. Стены перехода западного крыльца с полуциркульными арками сплошь обработаны ширинками и кубышками, порождающими живописную игру светотени, что дало основание называть этот стиль «русским барокко». 


Церковь Воскресения на Дебре в Костроме в фотографиях И.Ф. Борщевского, С.М. Прокудина-Горского и неизвестного автора

Западное крыльцо с шатровым верхом по сложности и живописности архитектурных форм похоже на маленький храм. Крытая лестница на галерею вместе с крыльцом и трехшатровыми воротами образует целую архитектурную прелюдию к основному объему храма. Искуснейшей резьбой отличаются *царские врата северо-восточного Трехсвятительского придела. Резной вызолоченный иконостас придела вместе с царскими вратами выполнен в последней трети XVII в. Ясная композиция врат, полуциркульный верх которых гармонично вписывается в прямоугольник рамы, ближе скорее к ренессансному стилю, нежели к барокко. Изящные сдвоенные колонки по бокам врат тоже вызывают ренессансные ассоциации. Резьба царских врат представляет гармоничное соединение растительных форм с композициями штамбового характера. В резьбу введены различные плоды, а также образы птиц. Несмотря на сплошное заполнение плоскостей, в декоре не чувствуется грузности, все элементы строго расчленены, в чем сказывается ренессансная природа орнамента. Интерьер содержит великолепную роспись, появившуюся вскоре после завершения строительства храма. Особенно примечательна роспись Трехсвятительского придела на сюжеты из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Роспись галереи выполнена на темы Апокалипсиса и на апокрифические мотивы — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 363-364

Читайте также:  Кострома. Музей деревянного зодчества

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Кострома. Церковь Воскресения на Дебре

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Кострома. Церковь Воскресения на Дебре 57.755696, 40.948502 Кострома. Церковь Воскресения на Дебре

Экскурсии

Заказать экскурсию по Костроме

Проживание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: