Памятники Архитектуры Подмосковья

Спас. Спасо-Воротынский монастырь

Спасо-Воротынский монастырь (Россия, Калуга городской округ, село Спас)

Проезд на автомобиле: от Москвы по шоссе [М 3]до пересечения трассы с автодорогой [Р-132](в районе нас. пункта Куровское). Левый поворот в сторону Козлово, Угры и Городка. От Киевки около 10 км.
Бывают места, о которых вспоминаешь с душевной теплотой, куда затем хочется вернуться… а бывают места, после посещения которых ничего не остаётся кроме досады. Виной тому конечно же не архитектура, а люди…
Мы ехали в Спас на Угре что бы увидеть древние шатровые храмы, а столкнулись с консерватизмом и средневековым мышлением местных монахинь. Не разрешили снимать не только храмы, но даже цветы на клумбе… Однако, до запрета я успела сделать единственный кадр. Подобное отношение к паломникам и просто к людям, неравнодушным к истории России встречается всё чаще, а между тем святыни восстанавливаются на наши с вами пожертвования… Что из того, что каждый из нас увезёт фото на память, какой в этом грех? … 





В ясный день шатры Воротынской обители видны за несколько километров и отливают ослепительной белизной. Река Угра здесь может похвастаться широким руслом, но порой кажется не глубокой, с берегами и отмелями, поросшими камышом и осокой. Само сельцо расположено близко к месту впадения Угры в Оку. Наши предки понимали важное стратегическое значение «стрелки», и исстари его охраняли. В 1480 г. в течении пяти месяцев русские войска противостояли хану Ахмету, а через столетие на этом естественном рубеже московских земель князь Воротынский основал монастырь – опорный пункт Московского государства. 
В 1765 г. запустевшую обитель упразднили, а к XIX в. от неё не оставалось ни крепостных стен, ни надворных построек, ни келий… только две церкви: Преображенская (середины XVI в.) и Введенская (середины XVII в.). 
Оба храма стоят рядом. Небольшие, я бы даже сказала миниатюрные, они пленяют с первого взгляда своими выверенными формами. В Преображенской церкви (теперь собор) при стройном силуэте трудно поверить в невероятную мощь наружных стен.
Объём Введенской церкви зрительно облегчают детали декора и два изящных шатра, но если обойти её с востока, то можно видеть, что храм упирается в землю мощными контрфорсами.
Монастырь возобновлен с начала 2000-х гг.

Наталья Бондарева 

Преображенская церковь (собор)
Введенская церковь

Вл. В. Седов
Церковь Введения Воротынского монастыря
VII-MMIH — 18.06.2003

Два шатровых храма, стоящих на холме на краю села Спас на Угре.(Калужская область), — все, что осталось от мужского Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, основанного удельными князьями Воротынскими где-то в конце XV в. Монастырь был поставлен неподалеку от древнего Воротынска при впадении реки Угры в Оку. Шатровый Спасо-Преображенский собор был сооружен, вероятно, в середине XVI в. по заказу тех же Воротынских как храм-памятник в честь взятия Казани, то есть после 1552 г. Во всяком случае, его строгие формы и невысокий восьмерик под монументальным шатром находят себе прямые аналогии в других шатровых храмах «казанского цикла» 1550—1560-х гг., сохранившихся на Оке и Волге. Спасскому собору еще повезло: его пытались реставрировать в 1970-х гг., а потому он стоит еще достаточно крепко.

Второму храму монастыря, трапезной церкви Введения во Храм, повезло гораздо меньше. Ее реставрировать даже не пытались, и она постепенно разрушается, расседаясь и утрачивая детали. Этот небольшой храм с двухшатровым завершением сооружен где-то в середине XVII в., вероятнее всего, — в 1640-е или начале 1650-х годов. Ближайшими к церкви Введения по характеру завершения памятниками являются церковь Святого Духа в Рязани (1642 г., тоже монастырская) и московская церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 г.). Сочетание шатрового храма с одностолпной трапезной встречается в Благовещенской церкви Антониева-Сийского монастыря (1639—1644 гг., правда шатер там один) и в двухшатровой Успенской церкви Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде (1648 г.).

И аналогии и формы самой церкви Введения свидетельствует о ее принадлежности к очень узкому и достаточно камерному направлению в русской архитектуре времени первых Романовых: к крайней линии знаменитого «узорочья», когда не только стены храмов и палат превращаются в изузоренные плоскости, но и сами завершения делаются подчеркнуто неконструктивными и причудливыми. К этому направлению принадлежит и декор этой церкви, все же довольно сдержанный, и, прежде всего, ее завершение с декоративными шатрами, поставленными как скульптурные композиции на лотковом своде храма.

Это завершение-обманка, эта композиционная множественность, остановившаяся на полпути от шатрового к трехшатровому храму, заслуживают лучшего отношения и более внимательного изучения. Ведь перед нами один из едва ли десятка памятников, в которых шатры стали не столько «умножаться» (счет идет все же от одного до трех), сколько превращаться в главы и, значит, терять всякую конструктивность, но при этом не приобретать дополнительной символичности: ведь нет прямой связи между количеством престолов и количеством шатров. В Введенской церкви, например, престол был один, а шатров — два, а значит «умножение» шатров достаточно произвольно. 

Этот тип, это свидетельство немного легкомысленного отношения к зодчеству, превращаемому в укрупненное изделие декоративно-прикладного искусства, был достаточно мало распространен: только в Москве и в окружающих ее уездах и только в середине XVII века. И хотя в церкви Введения мы видим все же некоторое упрощение по сравнению с наиболее «столичными» по духу памятниками того же направления, но эта минимальная упрощенность не отнимает ничего от обаяния храмика, показывающего как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристистская в основе придворная архитектура Москвы.

Библиография:
Преображенский М.Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С. 61-62, JI. VII-VIII; 
Николаев Е.В. По Калужской земле. М., 197С С. 102-103; Фехнер М.В. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 156-159.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Спас. Спасо-Воротынский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Спас. Спасо-Воротынский монастырь 54.493312, 36.097008 Спас. Спасо-Воротынский монастырь

 

Рубрика: Калужская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: