Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Талашкино

Усадьба Талашкино
Усадьба Талашкино (Россия, Смоленская область, Смоленский район, Фленово)

Как это все старо, и как ещё ново! В лихорадочной работе куется новый стиль, в поспешности мечемся за поисками нового. И родит эта гора – мышь. Я говорю это, конечно, не об отдельных личностях, — исключениях, работы которых займут почетное место в истории искусства, а о массовом у нас движении. Не успели мы двинуться к обновлению, как уже сумели выжать из оригинальных вещей пошлый шаблон, едва ли не горший, нежели прежнее безразличие. В городах растут новые дома, художественностью заимствованные из сокровищницы модных магазинов с претензией на новый пошиб: в обиход проникают вещи старинных форм, часто весьма мало пригодные для употребления. А памятники, наряду с природой – живые вдохновители и руководители стиля, заброшены и пути к ним засорены сушью и педантизмом. Кто отважится пойти этой дорогою, разрывая и отряхивая весь лишний мусор?Насильственная стилизация природы, умышленное придумывание новых извивов формы, угловатая громоздкость не создают стиля.





Необъяснимая гармония жизни и инстинктивных стремлений, свежесть чувства, простота восприятия, начало с чего то далекого, а вместе с тем и близкого, — словом, в области общечеловеческих чувствований, во всей жизни, лежит настоящий стиль, а никак не в сознательном мудрствовании. 
Летом я видел один уголок, почва которого может быть плодотворна для истинного стиля. Спокойная, веселая работа, изучение исконных народных творческих сил, целесообразные способы труда, наверное, отметят многим замечательным это место. Щедро рассыпанные образчики искусства, общая чистая, художественная атмосфера выведут многих талантливых людей из смоленского села Талашкина княгини М.К. Тенишевой, известной любительницы искусства. Я ехал туда уже подготовленный увидеть нечто значительное, но на деле впечатление оказалось сильнее. Вы видите как ученики, местная молодежь, работают с любовью наряду со специальной техникой, развивая и сторону композиции.
Усадьба Талашкино, проект церквиСотнями и тысячами сходятся на работу в Талашкино жители окрестных сел. Узнают они здесь новые мотивы украшений, научатся теперь уже забытым приемам работы и далеко разнесут оздоровляющую струю непосредственного художества, проникающего во все тайники обиходной жизни. Это не пустые слова, и когда воочию видишь человека, могущего своими руками изготовить самим сочиненную вещь, начинаешь верить в хорошее, настоящее искусство, знакомое по работам былых времен.
Могут из предметов обихода исчезнуть аляповатость и тяжесть, будто бы так необходимые для русского стиля; цвета тканей и вышивок могут сделаться опять благородными и ласкающими. И нет тут «нового» стиля; здесь есть отборный музей, есть здесь природа, есть основные народные способы, есть тут прямой путь к бесконечному дальнейшему совершенствованию. И всё это в здоровых условиях, среди красивейшего смоленского пейзажа.
Вижу красивый теремок; вижу красильню, где варятся не ядовитые химические, скоро выцветающие комбинации, а травы, кора и коренья. <…>
Дай Бог селу Талашкино расти и развиваться. Не сомневаюсь, что дорога туда будет знакома многим, среди художественных центров место его будет большое. Приятно сознавать, что иностранные художественные издания уже отвели должное внимание и по достоинству оценили это замечательное явление в русском художестве.

Зодчий №28, 1914 г. с. 19-20.

Приехав сегодня в эти места мы отмечаем перемены – построек от Талашкино не осталось, только руины корпуса у дороги, почти в центре села… Зато всё так же в окружении яблонь стоит сказочный теремок на фленовском хуторе, с расписными ставнями. На пригорке среди зелени заметна красно — кирпичная церковь св. Духа (усыпальница кн. В.Н. Тенишева, авторы проекта: С.В. Малютин, М.К. Тенишева, И.Ф. Борщевский, художник Н.К. Рерих. 1900—1904 гг.), давно бездействующая и взывающая к помощи облетающими мозаичными панно… ниже — тенишевская школа – классицистический типичный дом с мезонином и колонными, вынесенными вперед… ещё вспоминается импровизированная деревянная эстрада, сооруженная уже в бытность музея — нас всячески предостерегали не приближаться к ней, так как в её прохладной глубине, где то под досками гнездовье змей ледянок.
Здесь весьма приятно по весне – в будний день нет наплыва туристов… можно сидя на деревянной скамейке беззаботно понежится на майском солнце, полюбоваться яркими красками тюльпанов и декоративными мотивами на фасадах теремка.
Сегодня в Талашкино музей.

Наталья Бондарева


ТЕНИШЕВА МАРИЯ КЛАВДИЕВНАТЕНИШЕВА МАРИЯ КЛАВДИЕВНА Современники называли княгиню М. К. Тенишеву «Гордостью России». Для этого были веские доказательства и основания. Вся ее жизнь, неутомимая творческая деятельность посвящена служению русскому искусству, отечественной культуре.
М.К. Тенишева родилась 20.5 (1.6) 1858 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В возрасте шестнадцати лет выдана замуж за адвоката Р. Николаева. Брак оказался неудачным. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей. Одновременно много занималась рисованием, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.
В1892 году вышла замуж за В. А. Тенешева (1843—1903) — князя, богатого человека, крупного предпринимателя, этнографа и социолога, придерживающегося либерально- демократических взглядов на развитее России, сторонника буржуазных реформ.

М.К. Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора-просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.
Находясь в Бежице, где князь В. Н. Тенишев владел машиностроительным заводом, М. К. Тенишева открыла несколько начальных школ, ремесленное училище, построила здание, разработала для училища программу и устав, убедив мужа и других владельцев предприятий выделить для этой цели значительные денежные средства. Ею была создана народная столовая с умеренными ценами, и она явилась инициатором возникновения потребительского общества для рабочих.
Так сложилась судьба, что М. К. Тенишева всю жизнь была тесно связана со Смоленщиной, чему в значительной степени обязана верной подруге с детских лет княгине Е. К. Святополк-Четвертинской, владевшей старинной смоленской усадьбой Талашкино, расположенной в 18 километрах от Смоленска. В восьмидесятых годах она часто приезжала в Смоленск, выступала на концертах, подолгу здесь отдыхала.

В 1893 году Тенишевы приобрели Талашкино. Благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М. К. Тенишевой здесь на рубеже XIX-XX веков возник ТЕНИШЕВА МАРИЯ КЛАВДИЕВНАсвоеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. А. Врубель, С. Б. Малютин, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой, И. Ф. Стравинский, С. П. Дягилев и др. М. К. Тенишева открыла в Талашкине художественные мастерские, школу с шестилетним сроком обучения (во Фленове), школу в Сож, училище в дер. Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петербурге), выстроила театр, в 1900 году заложила церковь во Фленове, в оформлении которой принимал участие Н. К. Рерих. Постоянно занималась коллекционированием предметов русской старины, народного и декоративно-прикладного искусства, икон, крестов, вышивок, деревянной скульптуры, разнообразных изделий народного быта. Они составили основу музея в Талашкине. В Смоленске княгиней на собственные деньги было построено здание для музея «Русская старина», в котором разместились экспонаты, собранные за многие годы.

В 1911 году городская дума Смоленска присвоила звание почетного гражданина М. К. Тенишевой «за пожертвование Московскому Археологическому институту древностей, чтобы музей оставался на вечные времена в Смоленске». Ей был направлен адрес, в котором говорилось:
«Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Мария Клавдиевна. День 30-го мая ознаменовался великим событием в истории нашего города и в истории культурной работы русской женщины – передачей Вами музея русской старины высшему научному учреждению – Московскому Археологическому институту при непременном и счастливом для древнего Смоленска условии – оставлении музея на вечные времена в полной неприкосновенности в городе Смоленске.

Смоленск, богатый памятниками русской старины и военными доблестями прошлого, являет собой в настоящее время живое свидетельство глубокой древности, оживотворяется еще сильнее, еще ярче, получив от Вас, Ваше Сиятельство, с глубокой исторической благодарностью Ваш великодушный дар – неоцененные сокровища музея, собранные Вами неутомимым трудом и достойными глубокого удивления терпением и энергией и ввереные ныне Вами просвещенному руководительству Московского Археологического института.
ТЕНИШЕВА МАРИЯ КЛАВДИЕВНАИскренно признательная Смоленская городская дума преклоняется перед Вами на Ваш щедрый дар и гордая сознанием иметь в лице Вашем воплощение русской женщины, в самом лучшем значении слова, и интеллигентной работницы, отдавшей свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой Родины, желая запечатлеть Ваше имя в истории города, в заседании своем от 31-го мая 1911 года единогласно постановила: украсить Вашим портретом зал думских заседаний и наименовать улицу, где находится музей, Тенишевской. Искренне благодарные и признательные смоляне».

Будучи человеком состоятельным, меценаткой М. К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших русских журналов начала двадцатого века «Мир искусства». Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта.
Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции. Умерла 1 апреля 1928 года в Париже. Похоронена на кладбище Сэн-Клу.
В книге «Впечатления моей жизни», впервые изданной в нашей стране только в 1991 году, она писала: «Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности». Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь, творческую деятельность, ставила добрый след на смоленской земле, в художественной культуре России.
В красивом здании из красного кирпича, построенном в 1905 году для художественно-этнографического музея «Русская старина» на средства М. К. Тенишевой, разместилась художественная галерея, основу которой составила коллекция ее картин, произведений народного и прикладного искусства, историко-этнографического материала. В отделе смоленского музея-заповедника «Теремок» создана экспозиция, посвященная М. К. Тенишевой. Регулярно проводятся тенишевские чтения, ставшие духовной потребностью русской интеллигенции, широкой общественности, восстановлено название улицы в Смоленске, отмененное в двадцатых годах.

Портреты М.К. Тенишевой И.Е. Репин
Текст с сайта http://www.smoladmin.ru/info/best_people/tenesh.html

Историко-архитектурный комплекс «Теремок»

 
в составе Смоленского государственного музея-заповедника (4812) 38-7346, 38-4362, 38-7143 (тел. в Смоленске)
Адрес: 216600, Смоленская область, Смоленский р-он, п. Фленово
Режим работы: с 10 до 17.00, пятница с 10 до 16.00, понедельник и каждый четверг месяца – выходные дни.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Талашкино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Талашкино 54.659616, 32.209865 Усадьба Талашкино

Рубрика: Смоленская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: