Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Никольское-Черенчицы


Усадьба Никольское-Черенчицы (Россия, Тверская область, Торжокский район, Никольское)

Проезд от Торжка: в городе с ул. Гражданской нужно повернуть на Осташковскую, выехать за город, и направиться мимо кладбищенского храма по узкой асфальтированной дороге, проложенной через первозданные дремучие леса. Указателей не встречалось, ехали наугад, изредка спрашивая дорогу у прохожих. Помню, как после моста свернули на грунтовую пыльную дорогу, и, пролетев примерно 10 км, оказались наконец-таки в Черенчицах. Усадьбу обнаружили не сразу. Спустились к жилым домам, и под пристальными взглядами сельчан проехали через всё Никольское, прежде чем упёрлись в подножие старого архитекторского дома. Никольское-Черенчицы — родовое гнездо прославленного русского зодчего Н.А. Львова, определившего архитектурный облик, без преувеличения, всего Новоторжского уезда.
«Возле деревни был ничем не примечательный участок: у края заболоченной низины стоял деревянный дом, рядом пруд и старый сад, вокруг овраги и холмы. Все эти „неудобия“ явились основой для свободной», живописной планировки парка.



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-7395482930842155"
data-ad-slot="3324302692">







Архитектор Николай Александрович ЛьвовЛьвов провёл дренаж, осушил болото и превратил Никольское в живописный усадебный ансамбль с огромный хозяйственным комплексом: скотный двор, риги, зернохранилище, ветряная мельница, конюшня, погреба, кузница. Очень профессионально была разработана гидротехническая система, которая включала: пять искусственных прудов, плотины, дренажную сеть, деревянный подземный водопровод, несколько ключевых колодцев.
В центре усадьбы, на пригорке, он поставил трёхэтажный дом с бельведером. Нижний этаж отделан рустовкой, а второй и третий украшены четырёхколонным ионическим портиком. Позднее к центральному объёму решили пристроить два флигеля, но, по-видимому, пристроили лишь левый, а справа лишь заложили фундамент.
До наших дней дошла только часть центрального дома и западный флигель.
Рядом с домом в «собственном» садике стоит погреб-пирамида — трехъярусное сооружение. Верхний ярус — световентиляционная камера, второй — наземный — своего рода павильон, свод и стены которого расписаны строгим орнаментом и гирляндами. Здесь хорошо было в жару отведать фруктов и прохладительных напитков. Нижний ярус — ледник, в него ведёт отдельный арочный подземный вход.


В панораме, открывающейся с площадки дома, было тщательно обдумано размещение архитектурных построек, поэтому Львов вырубил лес, расширяя перспективу их обзора. У прудов, в Петровой горе были устроены кузницы. Романтический их декор — арки, ниши из разноцветного камня-валуна, особенно выразительны при вспышках горна. От дома дубовая аллея вела к храму-усыпальнице, поставленному на холме. Вечернее солнце золотило купол и «заходило в храме». «Я всегда думал выстроить храм солнцу,- писал Николай Александрович, — чтобы солнце в лучшую часть лета сходило в дом свой покоиться». Храм Воскресения — одна из самых прекрасных ротонд русской архитектуры. 

В подземной части её находилась родовая усыпальница Львовых, в мощном цокольном этаже из тёмных блоков колотого валуна — тёплая Никольская церковь, над ней — белоколонная ротонда — храм Воскресения". (И.А. Бочкарёва Н.А. Львов. К 250-летию со дня рождения, Торжок, 2001) Пирамида побелена, думаю вопреки замыслу великого зодчего. Днём она открыта, так что можно обозреть мистический интерьер, с круглыми отверстиями в полу и потолке… Дом брошен, и как это обычно — является любимым местом сборища молодёжи, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Храм-ротонда на замке. В зимней церкви, я думаю, проходят службы, в летней — ремонт. Протиснувшись между циклопическими колоннами и наружной стеной, мне удалось добраться до открытого, но забранного в решётку восточного входа и «снять» кессонный купол с тонкой лепной отделкой. Существуют ли сегодня львовские кузницы и каскадная система прудов — для меня так и осталось загадкой.

Наталья Бондарева

Родословная дворян Львовых 
Подчеркиванием обозначены владельцы усадьбы Никольское-Черенчицы

Родословная дворян Львовых

Сохранившиеся постройки отмечены чёрным цветом.План усадьбы Никольское-Черенчицы
1. Крыло дома
2. Погреб-пирамида
3. Храм-усыпальница
4. Зернохранилище
5. Рига
6. Ветряная мельница
7. Конный двор
8. Оранжерея
9. Кузница
10. Петровские дачи
11. Крестьянская рига
12. Место старой деревни
13. Скотный двор
14. Парковые сооружения
15. Жилой дом
16. Землебитная башня
17. Водоподъёмная машина
18. Парк


Львова М.А.МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ЛЬВОВА, 1755—1807, дочь обер-прокурора Сената, бригадира Алексея Афанасьевича Дьякова, от брака с княжной Авдотьей Петровной Мышецкой, родная сестра второй жены Державина, получила блестящее по тому времени домашнее воспитание: прекрасно говорила по-французски и неправильно писала по-русски. Красавицы Дьяковы появлялись в высшем обществе Петербурга, блистали на вечерах у Л. А. Нарышкина и обращали на себя внимание Великого Князя Павла Петровича. Дарья, увековеченная поэтом под именем «Милены», вышла позднее за Державина, а Мария—за архитектора, почетного члена Академии Художеств, Николая Александровича Львова (р. 1751 г., -у- 22 Декабря 1803 г.), друга Державина и остроумнейшего человека своего времени. Брак этот совершился при романической обстановке, характеризующей влюбленных. Родители противились браку дочери с Львовым; тогда, около 1780 г., они обвенчались тайно в Галерной гавани, и из церкви новобрачная вернулась в родительский дом. Так продолжалось это более 5 лет, пока, наконец, в конце 1783 г. или начале 1784 г., Дьяков не дал своего согласия; решено было устроить свадьбу в Ревеле. Когда настал час венчания, собравшимся родным и гостям было объявлено, что жених и невеста давно уже повенчаны. Чтобы не пропали даром все приготовленья, тут же повенчали, вместо господ, лакея и горничную. Муж М. А. Львовой был близок с писателями, поэтами и художниками своего времени, и дом Львовых сделался местом, где собиралось общество, интересовавшееся искусством и литературой, причем красавицу хозяйку, отличавшуюся добрым и веселым характером, окружало всеобщее по-клонение: влюбленный в неё Хемницер посвятил ей свои басни; наши знаменитые художники Левицкий и Боровиковский писали её портреты. Два чудных портрета первого, писанных в 1778 и 1786 гг., в самый расцвет её красоты, украшают собой Львовское собрание портретов Румянцевского музея, в Москве; Боровиковский написал с неё несколько миниатюр, хотя этот род живописи и являлся у него редким исключением. Державин, под именем «Миловидовой», вывел ее действующим лицом в комедии «Кутерьма от Кондратьев».
У Львовой было 2 сына, Леонид и Николай, и 5 дочери, Елизавета (за Львовым), Вера (за Воейковым) и Прасковья (за Бороздиным). Скончалась Мария Алексеевна 52 лет 14 июня 1807 г., и Державин написал на смерть её стихотворение «Поминки»:

«Победительница смертных,
Не имея сил терпеть
Красоты побед несметных,
Поразила Майну—смерть.
Возрыдали вкруг Эроты,
Всплакал, возрыдал и я»...
(С миниатюры Боровиковского; собственность А. 3. Хитрово, в С.-Петербурге)

Вл. В. Седов
Флигель усадьбы Львова в Никольском-Черенчицах 
XXI-MMVII-01.06.2007

Главный дом усадьбы Львова в Никольском-ЧеренчицахЭтот дом расположен в заросшем усадебном парке, превратившемся в клочковатый лесок на окраине села (Торжокский р-н Тверской области). Церковь-мавзолей, поставленный на холме в нескольких десятках метров от дома, отремонтировали к юбилею архитектора Николая Александровича Львова (1751—1803), создавшего для самого себя эту усадьбу; немного «поработали» и над соседним с домом ледником-пирамидой. А вот дом, вернее его сохранившийся левый флигель, оставили умирать без присмотра. Состояние этого уникального здания, стоящего без крыши и окон уже много лет подряд, перешло критическую черту: даже если сюда придут реставраторы, можно будет сделать только «новодел» с отдельными фрагментами старой кладки.

Между тем сохранившееся крыло усадебного дома в Никольском-Черенчйцах, родовой усадьбе Львова, дает уникальную возможность оценить как вообще стиль знаменитого архитектора-дилетанта, так и отдельные приемы, характеризующие его манеру. Важно также, что эта усадьба создавалась «для себя», то есть отражала не только существующий идеал расположения и стиля, но и личные представления пристрастия автора. Каменный дом в своей родовой усадьбе Н. А. Львов построил вскоре после женитьбы на М.А. Дьяковой, так что это должен был быть особенный дом для счастливой жизни. 

Помещик средней руки, ставший к тому времени архитектором, старался в этом доме создать если не эталон, то образец дворянского жилища, выполненного не только с учетом требований комфорта и представительности, но и со всевозможным вкусом. Для этого был выбран образец — палладианская вилла, которая в этот период становилась все более значимой в связи с усилением влияния неопалладианской линии внутри классицизма. В распространении подобной архитектуры в русских дворцовых комплексах и дворянских усадьбах ключевую роль в 1780-е играли Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. А Николай Львов подхватывал буквально на лету и развивал (причем не по-дилетантски, а мастерски) как общие, так и отдельные приемы этих архитекторов, и одновременно питался формами, запечатленными в гравированных чертежах Палладио.

Получалась хорошая по пропорциям и достаточно грамотная по формам архитектура, выгодно отличавшая Львова на фоне провинциальных зодчих. Эта архитектура не вносила ничего нового в сам неоклассический стиль, в ней были отдельные наивные детали и даже «упущения», но в ней, что самое главное, был литературный, интеллигентный смысл, выраженный в стремлении делать здание в духе господствующего стиля, в соответствии с мерой и уместностью, а не с преувеличениями или небрежностями.

Средняя часть дома и правый флигель известны нам только по одной гравюре и одной картине XVIII века. Это был почти кубический трехэтажный блок с четырехколонным портиком на парадном фасаде; объем был завершен квадратным в плане бельведером с термальными окнами. Немного пониженные двухэтажные крылья создавали подобие курдонера. Левое крыло и самая левая часть самого дома и дошли до нашего времени. Нужно внимательнее присмотреться к изгибу флигеля, к дощатому русту первого этажа, к еле выступающим ризалитам с мотивом серлианы посередине изгиба, к горизонтальным сандрикам окон второго этажа с их сочно нарисованными кронштейнами. Все это буквально на грани исчезновения.

Библиография:
Будылина М.В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961. С. 53-59;
Никитина А. Б. Архитектурное наследие Н. А. Львова. СПб., 2006. С. 77, 389.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Никольское-Черенчицы

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Никольское-Черенчицы 57.091432, 34.673994 Усадьба Никольское-Черенчицы

Рубрика: Торжокский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: