Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Ярополец (Чернышевых)

Усадьба Ярополец (Чернышевых)
Усадьба Ярополец Чернышевых (Россия, Московская область, Волоколамский район, Ярополец)

Усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами. Началась реставрация храма.
Находится к северо — западу от Волоколамска, в полукилометре от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово — парковый ансамбль в первой половине 1760 — х гг. 
Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.
Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

 



Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» — портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.
Усадьба Ярополец Чернышевых. Павильон в парке (утрачен)Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками — насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона — белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
А теперь вернёмся к жестокой действительности… Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы…
Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем.
Что же теперь осталось от «Версаля»? Думаю, Вы видите сами. Унылую картину запустения как нельзя лучше дополняет сказочный ярополецкий парк, с причудливо изогнутыми деревьями...

Наталья Бондарева


Цитата:

Данный объект культурного наследия находится в федеральной собственности и в 90-е гг. передан в пользование Московского авиационного института. На сегодняшний день реставрационные работы на объекте не ведутся, а судя по внешнему облику усадебного дома, уже остро стоит вопрос о проведении первоочередных противоаварийных мероприятий.
Красивейший усадебный комплекс федерального значения под равнодушные взгляды приходит в упадок. Пользователь, не имеющий возможности адекватно следить за состоянием объекта и обеспечить проведение всех необходимых работ, при этом рьяно защищает свое право на использование объекта, тем самым не давая собственнику возможность привлечь реальных инвесторов. Начиная с 1966 г. исполнительным органом власти Московской области принимались акты, направленные на сохранение усадебного комплекса и прилегающей территории, а также закреплялась обязанность Московского авиационного института по охране памятника архитектуры.

Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия//Мир искусств (Вестник международного института антиквариата) №1 (5), 2014, с. 71

ООО «Парковая реставрация» в марте 20014 г. Разработана проектная документация по реставрации парка и восстановлению исторического облика территории по объекту: «Усадьба Чернышевых», расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский р-н, с. Ярополец. Проектные работы выполнялись на субподряде у ООО «АК-Проект» по заказу Министерства Культуры Российской Федерации.
Июнь 2015 г. Усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами, видимо будут восстанавливаться.


1. Дворец
2. Обелиск
3. Парк
4. Парадные ворота курдонёра
5. Боковые ворота курдонёра
6. Конный и скотный дворы
7. Службы
8. Церковь
9. Колокольня
10. Пруд
План усадьбы Ярополец Чернышевых

Усадьба Ярополец Чернышевых

Однажды побывав в Яропольце Чернышевых, мысленно возвращаешься сюда снова и снова. Увиденное потрясает. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец», волшебный парк с причудливо изогнутыми, странного силуэта деревьями… Все это будоражит воспоминания и будит воображение… 
История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. В XVII в. сельцо числилось государевой вотчиной, где были устроены среди многочисленных протоков запруженной Ламы, по одним сведениям, царские псарни, по другим – зверинец. В селе стояла одноглавая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1684 г. по повелению царевны Софьи удаленный от Москвы Ерополч с соседними деревнями и землями был пожалован Петру Дорофеевичу Дорошенко – плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышевым. 
Григорий Петрович Чернышев, купивший часть Ерополча, был из племени «птенцов гнезда Петрова». Он начал карьеру 16-летним юношей в чине стольника, а через четыре десятилетия получил назначение сенатором и был пожалован в генерал-аншефы. Еще через год определен в Московскую губернию генерал-губернатором. 
Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г. Позднее этот храм стал важным композиционным звеном в новом планировочном замысле дворцового комплекса.
В 1745 г. усадьбу унаследовал средний сын Чернышева – Захар Григорьевич, предпринявший реорганизацию родового поместья – огромной территории, размером в 6,5 тыс. га, с центром в селе Ярополец. На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений. К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля в духе аристократических резиденций.
Двухэтажный с мезонином дворец, соединенный с пониженными флигелями и хозяйственными корпусами крытыми галереями – является сооружением высокого художественного уровня. Здание возведено в стиле раннего французского классицизма, предположительно архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками. 
Внутреннее убранство дома соответствовало его утонченной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» – портретными барельефами на стенах работы скульптора Ж.-Д. Рошетта. 
Пространство перед домом занимал обширный зеленый газон с ровными рядами шарообразных лип. Парадный двор, ограниченный хозяйственными комплексами, имел трое ворот. Из них наиболее представительными были центральные, выполненные в виде круглых зубчатых башен, над которыми некогда развевались фамильные штандарты Чернышевых.
Обогнув ярополецкий дворец, попадаешь на главную, так называемую Версальскую аллею, совпадающую с продольной планировочной осью, один конец которой закреплен Казанской церковью. Навстречу вам открывает объятия странный, будто зачарованный парк с огромными деревьями-«канделябрами», давно не знающими заботливых рук садовников. Парк стремится к большому округлому пруду широкими уступами террас, на самой нижней из них высится обелиск, облицованный розовым и черным полированным гранитом, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. От времени цветной гранит покрылся сетью мелких трещинок, белокаменное основание памятного знака подернулось бархатом мхов… 
«Зеленые кабинеты», узорчатые клумбы, фонтаны и мостики – где все эти затеи прихоти, услаждавшие взор?
Нет больше в Яропольцах мечети – символа победоносного мира с Турцией, заключённого в 1774 г. Проект одноэтажного, купольного павильона стиля тюркери, с отдельно-стоящими по сторонам минаретами, заимствовали из альбома чертежей теоретика и практика садового искусства У. Чемберса. Разрушена оранжерея, античные и готические постройки. Утратам Яропольца Чернышевых несть числа… Да и то, что сохранилось (после революционного вихря, после бомбёжек и артобстрелов Великой Отечественной) – оставлено медленно разрушаться и погибать.
В любой момент может обрушится обветшавшая церковь Казанской иконы Божией матери, имеющая деревянные конструкции. Двухкупольное здание, объединившее посредством притвора собственно храм и родовую усыпальницу, связывают с именем Матвея Казакова.
Церковь сооружалась по заказу набожной супруги Захара Григорьевича – Анны Родионовны и была достроена уже после смерти фельдмаршала, в 1798 г. Строительство храма, поставленного на месте предыдущего, возможно, даже с включением стен и фундамента своего предшественника, затянулось почти на два десятилетия.
Интерьеры церкви были решены в излюбленной цветовой гамме архитектора Казакова – синий, белый и золотой.
Зальное пространство Казанской церкви оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая роскошную люстру. Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной ограды с золотыми колонками – насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона – белоснежные. Несколько мрачно, но торжественно. 
Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева, напротив, жизнеутверждающе светел. В апсиде усыпальницы еще сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева – плоская пристенная пирамида, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. 
В неподвижных водах большого пруда отражается сказочный ярополецкий лес и небосклон, с неподвижно застывшими облаками… Мертвое безмолвие разлилось вокруг… «Русский Версаль» словно погрузился в сон вечности, изредка нарушаемый заезжими туристами.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

Усадьба Ярополец Чернышевых

К числу памятных пушкинских мест принадлежит и Ярополец. Летом 1684 г. он был пожалован гетману Правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко, принесшему присягу русскому правительству. Пушкин упомянул П. Д. Дорошенко в «Полтаве». 
Последние годы жизни П. Д. Дорошенко прошли в Яропольце, где он умер в 1698 г. Его могила на центральной площади села отмечена мавзолеем.
После смерти П. Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром. С этого времени судьбы обеих частей Яропольца различны. В одной из них крупным сановником А. А. Загряжским, женившимся на дочери А. П. Дорошенко, был построен в 1770-х годах великолепный дом-дворец и ряд служебных зданий. <...>

Второй половиной Яропольца потомки П. Д. Дорошенко владели до 1717 г., когда ее купил генерал-аншеф Г. П. Чернышев. После смерти Г. П. Чернышева в 1745 г. владение перешло к его сыну 3. Г. Чернышеву, получившему в 1773 г. звание фельдмаршала. Командуя отдельным корпусом, он в 1760 г. взял Берлин. В последние годы жизни (1782—1784) 3. Г. Чернышев был главнокомандующим (генерал-губернатором) Москвы. В это время старшим адъютантом при нем 
состоял в чине полковника будущий соратник Н. И. Новикова И. П. Тургенев. Он, очевидно, бывал у своего начальника в Яропольце. Прах фельдмаршала, умершего в 1784 г., покоится в мавзолее приусадебной церкви.

При Чернышеве усадьба отстраивается наново. Главный дом по пышности оформления походил на дворец. Ему предшествовал широкий парадный двор, в который вели чугунные въездные ворота, изысканные по рисунку. По сторонам от них стояли круглые башни, увенчанные зубцами. Великолепный парк, частично регулярный, частично пейзажный, с павильонами, беседками, каналами, спускался от дома к реке Ламе. Этот парк считался одним из лучших в Подмосковье.
С Яропольцем также связан декабрист Захар Григорьевич Чернышев, офицер Кавалергардского полка. По инициативе П. И. Пестеля в этом — самом аристократическом полку царской, армии Южное общество создало свою группу. Южане предполагали в момент восстания использовать эту группу, по своему положению близко стоявшую к правящей верхушке, для провозглашения республики и физического устранения членов царской семьи.

Входивший в нее Чернышев в дни восстания декабристов находился в отпуске, вне Петербурга. Но мужественное поведение на допросах усугубило его вину в глазах Верховного уголовного суда, приговорившего Чернышева к каторжным работам. С 1829 г. он служил рядовым в кавказских войсках, с редкой храбростью участвовал в боях, был тяжело ранен. Лишь в 1833 г. его произвели в офицеры. Через несколько лет Чернышев получил разрешение выйти в отставку и вновь поселился в Яропольце.

Его сестра Александра Григорьевна также связана с Яропольцем. Она была замужем за одним из вождей Северного общества Никитой Муравьевым, автором проекта декабристской конституции. Женщина героического склада, А. Г. Муравьева первая из жен декабристов, последовавших за мужьями, приехала в Читу. С собой она привезла известное стихотворное послание А. С. Пушкина сосланным декабристам «Во глубине сибирских руд...»
Близкие отношения с Чернышевыми поддерживал выдающийся медик М. Я. Мудров. Он обладал замечательной библиотекой по медицинским вопросам. В 1812 г., при приближении войск Наполеона к Москве, «все книги, составлявшие... богатство и ученую роскошь», он вывез в Ярополец. Там они были спасены. В 1813 г. ученый пожертвовал свое книжное собрание Московскому университету.

Литература:
С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 382-385

Выдержка из Пояснительной записки к Проекту реставрации усадьбы Чернышевых,
выполненного в 2014 г. архитектором В.А. Еропкиным

Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации (основных этапов формирования главного дома усадьбы)

Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем. 
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет, сохранилось лишь упоминание о деревянной церкви Иоанна Предтечи. 
Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко. В частности, к его деятельности относят начало строительства дворца с дополнениями и переделками при последующих владельцах.
После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.
В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. 
Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.
Необычно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.
Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. 
В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры».
Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляют облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшают парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания выделена мезонином. Главный парадный фасад, выходящий на красный двор, в центральной части имеет аттиковый этаж с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.
В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность градостроительной системы.
Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как создатель зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем». Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. 
А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.
Кроме тех зданий, которые видел З.Г. Чернышев, во время военных действий в Европе, в это время распространялись увражи с французской и итальянской архитектурой.
У Чернышева конечно были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки по-видимому был сам З.Г. Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов.
Необходимо еще отметить, то в Яропольце были свои кирпичные заводы на которых изготовлялся не только кирпич, но и черепица.
З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «… по сторонам оного службы, конный и скотный двор построены четырёхугольными замками каменными, крытые черепицею, четырехугольными башнями, соединенные между собой каменными стенами, как составляют господский двор».
После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. 
Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С.А. Торопов, Н.Я. Тихомиров, но их материалы в основном описательного характера. Памятник исследовали А.П. Седов, после войны и разрушения его в 1941—1942 г., А.С. Фуфаев. оставивший описание и обмеры схематического характера. В 1946—1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался в 70% от его прежнего состояния. 
С 60-х годов ХХ века усадьбы находится в ведении Московского авиационного института и предназначается для размещения в ней базы отдыха.
В 1960-х-70-х годах трестом Мособлстройрестварция проводятся исследовательские и проектные работы, над памятником работали архитекторы А. Кузнецов, Н.Д. Недович, В. Беркут, Е.Е. Савва, работа которых легла в основу разработанному в 1970-х-80-х годах институтом ГИПРОВУЗ проекту реставрации и приспособления усадьбы под базу отдыха Московского авиационного института. Реставрационные работы были прерваны из-за прекращения финансирования. Были восстановлены разрушенные части стен дворца, установлены балки перекрытий, лестница на второй этаж, покрыта крыша. Материалы обследования в настоящие время утрачены.
Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.
В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980 г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание. Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова можно отметить, что планировка здания не была такой симметричной как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952 г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.
По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви. Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения. 


Граф ЗАХАР ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕРНЫШЕВ, 1722—1784, генерал — фельдмаршал, сын графа Григория Петровича (р. 1670 г., ум. 1745) от брака с близкой к Петру Великому особой, Евдокией Ивановной Ржевской („Авдотья — бой-баба р. 1695 г., ум. 1747 г.), родился 18 Марта 1722 г.; начал свое служебное поприще в гвардии, а в 1742 г., в чине капитана, причислен был к русскому посольству в Вене, но был там недолго, и, спустя два года, назначен был камер — юнкером ко двору Наследника престола Великого Князя Петра Федоровича. Здесь он имел возможность обратить на себя внимание Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей Императрицы, и приобрести её особое расположение. Но придворная жизнь Чернышева продолжалась недолго, до 1748 г.; вновь отдавшись военной служба, Чернышев принимал учaстиe в Семилетней войне, при чем командовал корпусом в чине генерал — поручика в битве при Цорндорфе; в 1761 г. умному, распорядительному Чернышеву удалось взять Берлин и наложить на него контрибуцию. По кончине Императрицы Елизаветы, Петр III задумал помочь Фридриху II против Австрии и назначенные для этой цели корпуса поручил в командование Чернышеву. Екатерина, вступив на престол, возвела давнего своего любимца в генерал — аншефы и наградила орденом св. Андрея, а в 1763 г. назначила его вице-президентом Военной коллегии. На этом поприще Чернышев приложил много труда, так как в период его управления коллегией Россия вела беспрерывные войны с Польшей и Турцией, и, кроме того, внутри государства свирепствовал Пугачевский бунт. 
В 1775 году Чернышев назначен был президентом Военной коллегии, с возведением в звание генерал — Фельдмаршала, но, вследствие ссоры с Потемкиным, уже в следующем году назначен был генерал — губернатором Белоруссии, только что присоединенной от Польши по первому разделу. Чернышев и здесь много поработал на пользу края, связав Белоруссию крепкими узами с Poccиeй и подняв в ней промышленность и торговлю. Уже в 1780 г. Екатерина, проезжая по Белоруссии, сказала графу: „Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то никому бы не поверила, а дороги ваши, как сады“. Такую заботливость об упорядочении жизни и быта населения проявил Чернышев и в Москве, куда назначен был главнокомандующим 5 Февраля 1782 года.
О Чернышеве сохранилась слава, как о твердом и бескорыстном русском вельможе. Один из самых умных и самых образованных людей своего времени, „горячая голова“, как называла его Екатерина II, он, по отзыву знаменитого современника, князя Н. В. Репнина, „пользовался отличным уважением и был разумным администратором, по военной и гражданской части “.
Женат был па Фрейлине (с 1762 г.) Анне Родионовне Вейдель (р. 1744 г., ум. 9 июля 1850 г.), позднее (с 15 Авг. 1775 г.) статс — даме, женщине гордой и высокомерной; детей у них не было.
Граф 3. Г. Чернышев умер 29 Августа 1784 года.
(С портрета Рослена; собственность Г. Г. Черткова, в  С.-Петербурге.)

Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912—1914 гг. тов. «Образование»

Ярополец Чернышевых

Усадьбы Волоколамского уезда с некоторой натяжкой можно назвать подмосковными: от Москвы их отделяет с лишком стоверстное расстояние. Тем не менее они связаны с нею и культурно, и исторически. Здесь в глухом уезде нет подмосковных дворцов, нет выхоленных парков. Усадьбы скромны, дома неладно скроены крепостными мастерами, но крепко сшиты, и вдали от фабрик и железных дорог лучше сохраняется старинный бытовой уклад. Разъезжая по бархатистым от пыли дорогам, среди крепкого леса и зеленых холмов, приближаясь к широко раскинувшейся запущенной усадьбе, легко почувствовать себя современником Пушкина, а тем более героем Тургенева, свидетелем патриархального помещичьего быта!..
В 20 верстах от Волоколамска расположена усадьба Ярополец графа Чернышева-Безобразова. В усадьбах Волоколамского уезда — неполное признание классической архитектуры и вместе с тем пристрастие к каким-то грозным башням собственного стиля, к зубчатым стенам, к доморощенным архитектурным композициям. Въезд в Ярополец Чернышевых охраняют две такие башни, больше всего напоминающие шахматные ладьи.

Двухэтажный барский дом недавнего происхождения и художественного интереса не представляет. Любопытна с бытовой точки зрения классическая церковь, необычайно сложной и довольно величественной композиции. Самое же привлекательное в Яропольце — старый, густой, как девственный лес, парк. В нем раскинуто несколько декоративных старинных зданий, полуприкрытых тесно обступившими их деревьями. По отчетливости создаваемого настроения это один из лучших парков: прихотливые старые павильоны, хмурые в своей вековой заброшенности, дают необыкновенно выразительный контраст с торжествующей вокруг природой.
В парке есть круглый храм хорошо знакомого типа «Храма Дружбы» в Павловске, но с парными колоннами какого-то сверхъестественного ордена, может быть, слегка египетского. Есть также небольшой павильон в формах Пестума, очень строгий, лишенный каких бы то ни было прикрас. Опять-таки его поэтическая прелесть не в художественном совершенстве, а в некоторой топорности и тяжеловатости: она заставляет чувствовать, что дело происходит в Московской губернии, в Волоколамском уезде. Это противоречивое чувство особенно ценишь, когда назойливый чичероне, досаждающий своими ненужными объяснениями, отвлечется посторонним делом и, оставшись в одиночестве, можно погрезить несколько торопливых минут...
Самое своеобразное украшение парка — павильон в виде татарской мечети с двумя высокими минаретами. Встреча с ней совсем неожиданна в подмосковной усадьбе. Народное предание, если можно так назвать рассказы чичероне из местных обитателей, сообщает, что здесь когда-то жили татары, построили себе мечеть...

Что же, доля правды есть в этом предании. Действительно, жили когда-то «татары», то есть люди «не наши», отколовшиеся, предавшиеся какому-то новому закону. В своих владениях «татары» хотели создавать, строить, творить, оставлять на земле о себе хорошую память! Но что строить — решительно не знали подмосковные «татары» в белых париках и шелковых камзолах и строили все, что подскажет минута: то мечети, то античные храмы, то православные церкви...

Усадьба Ярополец Чернышевых

Ярополец Чернышевых. Рядом с Яропольцем Гончаровых на берегах той же р. Ламы расположен Ярополец Чернышевых, которые приобрели часть усадьбы гетмана П. Дорошенко в 1717 г. В конце 60-х — начале 70-х гг. XVIII в. фельдмаршал 3. Чернышев предпринял перестройку усадьбы и построил дворец в классическом стиле. В 1941 г. при обстреле Яропольца дворец сильно пострадал, (в настоящее время там планируются восстановительные работы). В 80-е гг. XVIII в. напротив дворца сооружена двухкупольиая церковь, по своей архитектуре напоминающая здания В. Баженова. Дворец окружен регулярным парком, тремя террасами спускающимся к прудам и реке. В парке преобладают стриженые липы.
Дендрологический состав парка включает четыре интродуцента и девять аборигенов. В числе интродуцентов два хвойных и два лиственных вида. Все интродуценты высажены перед дворцом и хорошо развиты: лиственница сибирская (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), сосна кедровая сибирская (высота 26 м, диаметр ствола 60 см), тополь белый (высота 25 м, диаметр ствола 80 см) и тополь канадский (высота 20 м, диаметр ствола 50 см).
В числе аборигенов два хвойных и семь лиственных видов. Наиболее мощного развития из местных растений достигли: ясень высокий (высота 16 м, диаметр ствола 64 см), ель обыкновенная (высота 22 м, диаметр ствола 60 см), сосна обыкновенная (высота 20 м, диаметр ствола 60 см), дуб черешчатый (высота 22 м, диаметр ствола 80 см), липа мелколистная (высота 28 м, диаметр ствола 110 см) и вяз гладкий (высота 30 м, диаметр ствола 110 см).
Для сохранения этого оригинального парка необходимо улучшить уход за насаждениями и провести замену старых больных деревьев молодыми растениями тех же видов.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997





icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Ярополец Чернышевых

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Ярополец Чернышевых 56.137707, 35.833454 Усадьба Ярополец Чернышевых

Рубрика: Волоколамский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: