Усадьба Люблино

Московский государственный объединенный музей – заповедник «КОЛОМЕНСКОЕ – ЛЕФОРТОВО — ЛЮБЛИНО»
Дворец, следуя традициям прошлого, гостеприимно приглашает посетить его экспозиции, концерты классической музыки, стать участниками экскурсионных программ, праздников и представлений. Музей предлагает также проведение в исторических залах дворца свадебных церемоний, кино – и фотосъемок для новобрачных, юбилейные и др. праздничные мероприятия

  • Адрес: ул. Летняя, д. 1, к. 1, проезд до ст. метро Воложская
  • Режим работы: с 10:00 до 17:00
  • Выходные дни: понедельник и вторник
  • Телефоны: 8 (499) 722-71-89, 8 (495) 350-15-53 (тел./факс)
    Прием заявок на экскурсии и экскурсионно-художественные программы тел./факс: 115-27-68
  • E-mail: Info@mgomz.ru
  • Официальный сайт: www.museum.ru/kolomen

Одной из уникальных исторических территорий современной столицы является Люблино – местность, впервые упомянутая в документах XVI века. В 80-е гг. XVII века поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых, и называлось оно Годуново. Позднее имение стало принадлежать князьям Прозоровским, и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино.
В 1800 г. усадьбу купил богатый московский помещик, действительный статский советник, армейский бригадир Н.А. Дурасов (1760-1818) – самый известный её владелец. Проектировали и строили усадьбу в 1801-1806 гг. знаменитые московские архитекторы Родион Родионович Казаков и его родственник и сподвижник Иван Васильевич Еготов.
Чудом сохранившийся усадебный ансамбль «Люблино» занимает особое место в русской культуре. Оригинальное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание господского дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая форма здания восходит к проектам французского архитектора Ж.Ф. Неффоржа. По легенде более позднего происхождения, форма дома напоминала форму ордена св. Анны.

Описание усадьбы Люблино

Главный вход во дворец расположен с юго-восточной стороны. По широкой лестнице, ведущей в галерею, можно войти в его залы. Центральный круглый зал высотой в два этажа – парадная столовая. Он, как и другие залы дворца, богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объёмных барельефов, коринфских колонн, многофигурного фриза по периметру всего зала, круглых медальонов. Росписи дворца выполнял модный в то время художник Джермано Скотти.
На барельефах круглого зала представлены известные мифологические сюжеты (начиная от входа в ЗАО по часовой стрелке): «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». Купол Круглого зала украшает живописный плафон «Триумф Венеры». Пол зала выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркульные окна открываются виды парка и пруда.
Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме он предназначался для балов и был облицован искусственным мрамором различных оттенков. Впечатление парадности создаётся так же лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном на потолке «Пир Вакха на острове Наксос».

В северо-западном крыле дворца расположен Колонный зал, служивший гостиной. Он разделен двумя колонными портиками на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн, отделанных искусственным мрамором, дали залу второй название Розовый. Система росписей создаёт впечатление открытого садового павильона.
Над карнизами размещены четыре панно на темы античной мифологии (справа налево от входа): «Миф об Актеоне», «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Пир Вакха и Ариадны на острове Наксос». По торцам зала с обеих сторон – ценнейшая полихромная пейзажная живопись с видами усадьбы. При Н.А. Дурасове зал был обставлен мебелью для отдыха: диванами, креслами, ломберными столиками.

В этих залах щедрый хозяин устраивал званые обеды, балы и празднества, сопровождаемые игрой замечательного оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать.
Жилые и служебные помещения были расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях дворца. Третий этаж представляет собой бельведер, венчающий всё здание, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. В прошлом свод зала был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений – пейзажная живопись.

Купол дворца, задуманного Н.А. Дурасовым как Храм искусств, венчала скульптура Аполлона, уничтоженная сильнейшим ураганом в 1904 году. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде – копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н.э.).
В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий имения. Руководил театром замечательный актер и писатель-драматург П.А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Слава о театре дошла до царского двора. В мае 1818 г. театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна, которая пришла в восторг от увиденного представления.
Частично сохранились и некоторые другие строения усадьбы: дом управляющего, флигель, фрагмент здания дворцовой оранжереи, конный двор и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма.

Вокруг, на высоком холмистом берегу, был разбит пейзажный парк в английском стиле. Важный элемент паркового ландшафта – обширный пруд (ныне Люблинский) в русле речки Голяди.
В течении XX века усадьба, в том числе и дворец, неоднократно меняла своих владельцев, что отнюдь не способствовало сохранению построек. В 2001 – 2005 гг. была проведена научная реставрация дворца, и сегодня посетители могут увидеть его во всем великолепии – таким, каким он был 200 лет назад.
После реставрации замечательный памятник начала XIX века – дворец Н.А. Дурасова, став частью Московского государственного объединенного музея – заповедника, начал принимать первых посетителей.
(Из музейного буклета).

План усадьбы Люблино

План усадьбы Люблино

  1. Дворец
  2. Флигель
  3. Службы
  4. Конный двор
  5. Оранжерея
  6. Парк

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Люблино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Люблино 55.688454, 37.743165 Усадьба Люблино

Ю.И. Шамурин Люблино

Ближайшая к Москве по Курской дороге усадьба — Люблино, теперь принадлежащая Н. К. Голофтееву. Большой белый дом, совершенно необычной формы, красиво поставлен на возвышении и виден от железной дороги. Совершенно неожиданно проносятся его многочисленные колонны и стены с барельефами, сменяя поля орошения, товарные склады и закопченные рельсовые пути. Люблино в начале XIX века принадлежало Н. А. Дурасову, несмотря на свое богатство, не пользовавшемуся в Москве большой известностью. Около 1800 года Дурасов построил громадный дом, отлично сохранившийся до наших дней. План его представляет равноконечный крест с концами, соединенными закругленными колоннадами; по поводу этого необычного плана по старой Москве ходили толки, что такой вид был придан дому в память получения Дурасовым ордена Анны. Этому можно поверить: дом в плане, действительно, напоминает орден; что же касается самого замысла — запечатлеть таким странным образом полученную награду, — то это вполне возможная причуда старого барства. С. Жихарев, оставивший интереснейшие «Записки студента» о московской жизни первых годов Александровского царствования, посещал Люблино и со слов хозяина сообщил, что дом строил архитектор Егоров. Такой архитектор неизвестен. Невероятно также, что это был крепостной маестер; Жихарев, по-видимому, ошибся в имени архитектора Ивана Еготова, талантливого ученика М. Ф. Казакова, работавшего в это время в Москве. Казаковская школа очень определенно сказывается в дурасовском доме, немного однообразном, украшенном только четырьмя барельефами, статуей на куполе и полукруглыми колоннадами. Н. А. Дурасов был большим любителем театра; его подмосковная славилась оранжереями, но еще более — отлично обученной труппой, заключавшей более сотни крепостных артистов. Внутри дома красивы плафоны зала, расписанные итальянцем Скотти, самым популярным московским декоратором начала XIX века.

Источник:
Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912-1914 гг. тов. «Образование»

Дворец Н.А. Дурасова в усадьбе Люблино

Дата постройки: начало XIX в.
Архитекторы: И. В. Еготов, Р. Р. Казаков
Дата реставрации: 1952 – 1957 гг., 1999 – 2004 гг., 2012 г.
Авторы проекта реставрации: Центральная проектно-реставрационная мастерская
Академии архитектуры СССР, ООО «АРСС», ФГУП МНРХУ

Первые сведения о Люблине относятся к XVII столетию. Около 1800 года имение Люблино приобрел отставной бригадир, действительный статский советник Н. А. Дурасов. Согласно известной легенде в память о получении в 1800 году ордена Святой Анны I степени он заказал постройку главного дворца усадьбы в форме креста.
Архитектором здания долгое время называли И. В. Еготова. Сейчас принято считать, что над проектом мог работать и Р. Р. Казаков. Росписью внутренних помещений занимались Джеромо (Е. П.) Скотти и Сантино Ольденелли.
Дурасов использовал дворец в летнее время для балов, приемов и представлений известного всей России крепостного театра. Имение посещала вдовствующая императрица Мария Федоровна и директор (президент) Петербургской Академии наук княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова.
Во второй половине XIX века Люблино приобрели у наследников Дурасова купец К. Н. Голофтеев и его компаньон и родственник П. Н. Рахманин, которые устроили на территории имения летние дачи, сдаваемые внаем. На одной из них Ф. М. Достоевский работал над романами «Преступление и наказание» и «Игрок».

При Голофтееве с Рахманиным дворец в Люблине был частично перестроен и утеплен для круглогодичного проживания. Во время урагана 1904 года разбилась статуя Аполлона, венчавшая купол здания. Она была заменена на скульптуру геркуланянки (гражданки города Геркула), облаченной в траурные одежды. Почему выбор пал именно на эту статую, неизвестно.
В октябре 1917 года внутреннее убранство усадьбы было расхищено. Впоследствии здесь располагались школа, клуб железнодорожников, отделение милиции. В 1948 году здание перешло только что созданному Морскому гидрофизическому институту Академии наук СССР. Оно нуждалось в срочном ремонте — почти полностью были утрачены перекрытия открытых галерей и капители колонн. Сами колонны, покрашенные масляной краской, были сильно повреждены. Сгнили многие деревянные конструкции, начали разрушаться своды. От сырости сильно пострадала отделка интерьеров, каменные полы галерей были разбиты.

Два крыла здания и его третий этаж подверглись спешному ремонту.
В 1950-м готовится проект реставрации дворца, воплощенный в жизнь в 1952 – 1957 годах, в том числе проводится и реставрация живописи (не самая удачная, по оценке специалистов той эпохи), а также других элементов декора интерьеров.
За четыре последующих десятилетия здание сильно обветшало, несмотря на то, что в 1979 году усадьба Люблино была взята под госохрану. В 1999 – 2004 годах проводилась комплексная реставрация дворца.
В ходе работ была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура здания. Заменены находившиеся в неудовлетворительном состоянии перекрытия. Потребовалось немало усилий, чтобы не нанести ущерб уникальным плафонам и декоративным панно. Отреставрированы кладка цоколя и лепной декор вместе с понесшими значительные утраты капителями колонн и рельефами на фасадах. На куполе была вновь воздвигнута скульптура «Геркуланянка».

Сотрудники Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) воссоздали роспись плафонов и стен в анфиладе залов первого этажа. В ходе предварительных исследований выяснилось, что штукатурное основание сильно деструктированное, отстало от основы, имеет глубокие трещины, утратило красочный слой (возможно, из-за применения казеинового клея во время реставрации советской поры), структурно разрушилось в местах протечек, покрылось грязью. Обнаружились и частичные поновления. Из-за протечек сильно пострадала роспись в технике гризайль.
Все эти дефекты были устранены, а в живопись вдохнули новую жизнь специалисты под руководством художника-реставратора высшей квалификации В. В. Марковина.

В Центральном круглом зале высотой в два этажа, служившем парадной столовой, был возрожден живописный плафон «Триумф Венеры», украшающий купол, и барельефы «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». В Мраморном зале отреставрирован потолочный плафон «Пир Вакха», а расписанным под мрамор разных оттенков стенам возвращены оригинальные цвета (утерянные при реставрациях прошлых лет). Колонный (Розовый) зал, бывшую гостиную, вновь украсили панно в технике гризайль.
В 2005 году усадьба Люблино была передана в состав Московского городского объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ) «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино». Дворец открыт для посещения.

В верхнем круглом зале (Ротонде) оригинальная роспись не сохранилась. В 2009 – 2010 годах специалисты ФГУП МНРХУ провели архивно-библиографические исследования, подобрали стилистические аналоги росписи. В качестве примера использовались сохранившиеся росписи в Люблине, а также росписи из других усадеб той же исторической эпохи.
В 2012 году были проведены работы по реставрации росписи Ротонды (научный руководитель проекта — Л. Ю. Яснова, руководитель проекта — А. С. Скородумова, работы выполнялись под руководством художника-реставратора М. Г. Чистякова). Воссоздание росписи было произведено в акриловой технике, для позолоты использовано сусальное золото, архитектурные детали изображены живописно, без применения лепного декора.
С окончанием финального этапа уникальных реставрационных работ внешний облик и интерьеры дворца Н. А. Дурасова в Люблине максимально приблизились к первоначальному облику.

Литература:
А. Алексеев Москва, которая есть. Лучшие примеры реставрации XXI века. М., 2013

Панорама

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только