Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь (Россия, Ярославская область, Переславль-Залесский, Музейный пер., 4)
Координаты: 56.721521, 38.824818
Официальный сайт: pereslavl.ru
Режим работы: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник выходной день (доступна только внутренняя территория)
В летний период территория музея и колокольня открыты до 21.00, продажа билетов до 20.30
Телефон: 8 48535 3-81-00
Думаю, что Переславль-Залесский хорошо знаком моим читателям, ведь по городам Золотого кольца написаны тонны исторической и туристической литературы, и все же я решила остановиться на некоторых объектах города, хотя впервые побывала здесь еще на заре своей деятельности — лет 20 назад.
В Переславле несколько монастырей (Федоровский, Троицкий Данилов, Никольский, Никитский), но один из них – Горицкий, не является действующим, вот уже более века его занимает музей.
Отмечу, что для осмотра доступны практически все сооружения: и культовые постройки и крепостные стены и колокольня, но лично для меня неизменным центром притяжения остается Успенский собор с его великолепным барочным интерьером.
История монастыря
Сведения об основании пустыни отрывочны и противоречивы, известно, что храм был заложен между 1337 и 1340 гг. как главный городской. В 1734 г., когда в Переславле Екатериной II была учреждена епархия он был полностью обновлен, от первоначального здания вероятно остался только план… Через 10 лет монастырь упразднили с целью размещения здесь архиерейской резиденции, которая просуществовала в стенах обители до 1788 г. Затем пустынь занимало духовное училище, в Успенском соборе, утратившем свой главенствующий статус, богослужения были редкостью, главным образом по двунадесятным праздникам.
К 1919 г., когда культовый ансамбль был передан Переславскому музею – заповеднику, его постройки значительно обветшали, территория представляла собой заросший бурьяном пустырь, реставрация 1950-70- х гг. вернула его к жизни. В настоящее время комплекс также нуждается в серьезной поддержке и обновлении, но вернемся к Успенскому собору – бесспорному сокровищу Гориц.
Успенский собор — затейливость и фантазия
Я не в силах состязаться в описании внутреннего убранства с искусствоведом Григорием Лукомским: «Здесь вся архитектура прежнего времени была обильно покрыта орнаментацией прекрасного выполнения и ясно выраженного стиля: столбы, арки, своды, наддверники, наличники — всё это богатейшее сплетение из элемента рокайль, чередующегося с гирляндами цветов; прекрасных профилей карнизы; лёгкие, с большим чувством нарисованные волюты; наличники, украшенные то головами крылатых, прекрасно вылепленных херувимов, то раковинами; кессоны и всяческие завитки в арках — затейливость и фантазия, достойные лучшего мастера того времени. В приделах — обработка проще, но также вполне художественна. Характер её с уклоном к стилю эпохи Людовика XVI и с предоставлением доминировать гладкой плоскости стены.
Но все эти превосходные лепные украшения значительно теряют от неподходящей однотонной окраски; положенные на бирюзовый или какой-либо бледно-оранжевый фон, они получили бы много больше рельефа и жизни… <…>
Иконостас же, царственного величия и прекрасно выполненный, — неотъемлемая часть внутреннего вида собора и он заслуживает более бережного к нему отношения, как chef d’oeuvre (шедевр) резного художества XVIII в. и как наиболее повреждённая часть собора. Особенно пострадали здесь фигуры апостолов, в руках которых недостаёт рипид, во многих местах позолота облупилась, а у некоторых фигур не хватает рук и иных частей тела. Между тем выполнение всей этой резьбы чрезвычайно тонкое и любовное».
Еще в 2012 г. Русская православная церковь выразила желание вернуть монастырь. Если комплекс передадут РПЦ (надеюсь это не случиться ни при каких обстоятельствах), то никто уже не сможет запечатлеть этот бесконечно чудесный липовый иконостас, так как церковь запрещает съемку внутри храмов.
Литература: Г.К. Лукомский «О Памятниках архитектуры Переславля-Залесского», М., 2007