Петергоф. Собственная дача (Россия, Ленинградская область, Петергоф, Собственный пр-т, 84, лит. А)
C 2006 г. дворец Собственной дачи был закрыт на реставрацию, в настоящее время заброшен
Как добраться?
С Ораниенбаумского шоссе повернуть в сторону усадьбы Сергиевка (НИИ биологии СПбГУ), доехать до служебного двора (здесь можно оставить автомобиль на парковке). От него пройти налево через парк до Собственной дачи около 300 м.
Осмотрев Сергиевку и её дворец, больше похожий на средиземноморскую виллу, нежели на дом в пригородах Северной Пальмиры, я отправилась пешком к Собственной даче. Был солнечный июльский день. Обогнув служебные постройки Сергиевки, я оказалась в сыром и темном парке, на гравийной дорожке, петлявшей среду густого подроста. В этих зарослях молодых, но уже достаточно окрепших рябин и кленов, пытались жизнеутвердиться старожилы – обомшелые ели, осины и березы.
Собственная дача её Величества
Очень скоро слева показалась церковь, уже отремонтированная и принимающая верующих по воскресным службам, но все ещё за строительным забором. По этой причине мне не удалось сфотографировать её полностью. Но то, что я смогла разглядеть – купол с позолотой, криволинейная кровля, сложнейший профиль карниза, плавно изогнутые разорванные лучковые фронтоны – все показалось мне вершиной стиля.
Дорога вела дальше к глубокому оврагу, самый низ которого терялся где то далеко, среди зеленой гущи буйной растительности. Мост однозначно старинный, опоры из кирпича, вместо перил – профнастил (видимо на время реставрации).
Не дворец — а драгоценный ларец
Но вот и он – дворец Собственной дачи, к сожалению, тоже за оградой. Его можно сравнить с драгоценным ларцом, так декоративно роскошен экстерьер здания. Сама постройка скромна по размерам и имеет в плане прямоугольник с ризалитами по продольным фасадам. На них наибольшая концентрация декора, включающая ордерные композиции с великолепно прорисованными капителями. В самом центре фасада, обращенного к морю, над аркой окна свободно и непринужденно, опираясь на щит, расположились два ангела, едва придерживая пышную цветочную гирлянду (противоположный фасад не удалось рассмотреть)… В очельях окон — превосходной работы маскароны. Поразили сгорбившиеся, но не утратившие свою исполинскую силу под тяжестью каннелированных колонн, атланты… И все это скульптурное богатство дополняют ажурные металлические решетки, буквально «вплетенные» в фасады…
- Петергоф Собственная дача, архивное фото
- Вековые дубы на Собственной даче её И.В.
- Петергоф Собственная дача, фрагмент интерьера
- Петергоф Собственная дача, фрагмент интерьера
- Императрица Александра Федоровна на Собственной даче
- Великий князь Александр Александрович и великая княгиня Мария Федоровна
- Троицкая церковь, вид от восточного фасада дворца
- Интерьер Троицкой церкви
Все фотографии, кроме №6 с сайта https://pastvu.com/
Приморская дача
Первые известия о Собственной даче восходят ко времени Петра I, когда здесь, на пути в Кронштадт, выстроили небольшой дом. В последствии, местность получила название «приморские дачи», хотя до моря расстояние довольно приличное. При Елизавете Петровне поставили церковь во имя св. Троицы, сама венценосная заказчика присутствовала на её освящении 25 июля 1748 года. При Екатерине Великой забытое было имение, стало преображаться, здесь заложили сад; а 25 августа 1752 г. императрица повелела построить деревянную приморскую дачу.
На всех этапах своего существования владение оставалось собственностью царской семьи. В 1843 г. император Николай I, преподнес его в дар наследнику — Александру Николаевичу. И тогда на месте старого деревянного, по проекту архитектора Штакеншнейдера, возвели нарядный необорочный дворец в два этажа. В 1850 г. здание получило мансардный этаж; преобразования коснулись также прилегающего парка.
Помещения во дворце малых размеров, с убранством во вкусе эпохи Людовика XVI. Буквально все здесь было пронизано духом рафинированной эстетики: стены, плафоны потолков, любая мелочь вплоть до дверных замков и ручек… Во дворце имелась прекрасная коллекция живописи, собрание фамильных портретов. В зале её Величества можно было видеть изображения императрицы Марии Федоровны и Великой княгини Марии Николаевны (кисти Нефа), в. князей Александра Павловича и Петра Павловича…
Т.А. Нефф. Портрет великой кн. Марии Николаевны, 1846 (ГТГ)
Парк, где жила безмятежность
Дворец удивительным образом «встроен в природу». Со стороны продольных фасадов были устроены небольшие мраморные площадки, обнесенные декоративными решетками, с вензелями А и М искусной работы.
Образовавшийся просторный партер между дворцом и проспектом был превращен в сплошной цветочный ковер, обрамленный древесными посадками, посреди парка – как символ долголетия – вековой дуб. На нем красовался черепаховый щит с тем же вензелем, что в оградах мраморных террас (АМ — Александр и Мария). По обе стороны от дворцовой постройки через овраги были переброшены красивые деревянные мосты (ныне каменные); левый – приводил к Троицкому храму (возведен на месте прежнего в 1858 г. архитектором Штакеншнейдером), а правый – к цветникам.
От дворца по направлению к морю спускается широкая каменная лестница, с промежуточными площадками, с цветочными чугунными корзинами на устоях. При спуске с лестницы — совсем камерный живописный садик, с трогательной мраморной фигурой Амура с рыбкой (художник Пименов). Посреди сада, довольно большой пруд, некогда украшенный по откосам гирляндами цветов, а теперь затянутый безобразной бурой тиной. Здесь же внизу радостно подбрасывали к небу алмазные струи два фонтана (утрачены), устроенные в 1854 г. по проекту А.Ф. Гейрота.
Судьба этого превосходного памятники довольно печальна, он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1963 г. восстановлен, но по каким-то причинам ему не нашлось применения. Долгие годы забвения привели к катастрофической запущенности. Как пишет местная пресса – Собственная дача находится на реставрации (c 2006 г.!), но по всему видно, что работы далеко не продвинулись… сколько же нам ждать возрождения?