Памятники Архитектуры Подмосковья

Музей-усадьба Абрамцево

Музей-усадьба АбрамцевоУсадьба Абрамцево (Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, Абрамцево)
 
Находится недалеко от Хотькова монастыря и Сергиева Посада. Здесь расположен историко — художественный и литературный музей — заповедник.
По письменным источникам Абрамцево известно с 1755 года. До 1782 года оно принадлежало роду Головиных.
Скромный одноэтажный, обшитый тёсом дом с мезонином, был построен ещё в 1770 — е гг. С 1843 по 1859 г. в усадьбе жил русский писатель С.Т. Аксаков. Здесь созданы его основные литературные произведения «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и др.
На протяжении по крайней мере, пятнадцати лет Абрамцево являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживлённых бесед и споров выдающихся людей того времени. В гостях у Аксаковых бывали Тургенев, Тютчев, Загоскин, Щепкин, Грановский, Погодин, Гоголь, и др. 



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-7395482930842155"
data-ad-slot="3324302692">







Последний был особенно дружен с Сергеем Тимофеевичем и подолгу живал в Абрамцеве, где ему отводилась определённая комната. Здесь же в кругу семьи Аксаковых им впервые была прочитана в августе 1849 г. глава из второй части «Мёртвых душ».
В 1870 г. дочь Аксакова продаёт имение крупному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Взявшись обустраивать старую усадьбу, новые владельцы постарались сохранить «Аксаковский дух». Приводя в порядок обветшавшие постройки и возводя новые, вырубая засохшие деревья и насаждая новые, они бережно восполняли утраченное.
Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведённая в стиле псковско — новгородского зодчества в 1881—1882 гг. Этот храм стал фамильной усыпальницей Мамонтовых. Здесь похоронен сам С.И. Мамонтов и его сын Андрей.
Художественно одарённый Савва Иванович не только страстно любил искусство, но и сам занимался им. Он имел хороший голос и специально обучался пению в Италии, а также увлекался скульптурой. У Мамонтовых было много друзей в мире искусства, причём они особенно покровительствовали даровитой молодёжи и сумели собрать вокруг себя «замечательнейших русских художников и творческих людей».
В усадьбе у Мамонтова бывали: Репин, Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Суриков, Коровин, Остроухов, Нестеров и др.

Наталья Бондарева 

С.И. Мамонтов1. Е.Г. Мамонтова2. Абрамцевский дом (Усадьба Абрамцево)3. Пруд в Абрамцеве В.Д. Поленов4.
Эскиз абрамцевской часовни. В.М. Васнецов, 1891 г.5. Усадьба Абрамцево6. Усадьба Абрамцево7. Усадьба Абрамцево8.

1. Портрет С.И. Мамонтова. И.Е. Репин, 1879 г.
2. Е.Г. Мамонтова за чтением. И.Е. Репин, 1870-е гг. 
3. Абрамцевский дом. А.С. Мамонтова, 1900-е гг.
4. Пруд в Абрамцеве. В.Д. Поленов, 1833 г.
5. Эскиз абрамцевской часовни. В.М. Васнецов, 1891 г.
6-8. Усадьба Абрамцево, открытка

1. Дом 2. Мастерская 3. Спасская церковь 4. Керамический диван 5. Кухня-флигель 6. Парк 7. Пруд 8."Баня-теремок" 9. Дача Поленова 10. Дом управляющего 11."Избушка на курьих ножках"
План усадьбы Абрамцево

А.Н. Греч «Венок усадьбам»

АБРАМЦЕВО

Подобно Москве-реке, Наре, Красной Пахре, Лопасне, Клязьме Воря в своем извилистом течении стянула к себе многие старинные усадьбы. Неподалеку от Ахтырки и Хотькова монастыря находится небольшая, совсем скромная усадьба с домом, построенным в 40-х годах С.Т.Аксаковым, в своих стихах воспевшим богатую рыбой речку. Этому славянофильскому гнезду суждено было в конце XIX века сделаться одним из интереснейших центров русского искусства. Как славянофильское гнездо, Абрамцево с его обитателями было тесно связано с соседним Мурановым, с Богучаровым Хомякова в Тульской губернии, с хомяковским домом на Собачьей площадке, с безвременно уничтоженным Музеем сороковых годов.

Усадьба АбрамцевоТолько в Абрамцеве мало осталось воспоминаний об этом времени — только наружный вид деревянного дома, с мезонином, с балконом, опирающимся на столбики, типичными подъездами с зонтами, да одна из комнат дома, где стояла обитая кожей мебель 40-х годов и висели рисунки работы талантливого портретиста-славянофила Мамонова, дают некоторые следы аксаковской усадьбы. Наполнение остальных комнат абрамцевского дома принадлежит уже ко времени просвещенного собирательства С.И.Мамонтова. Последние десятилетия XIX века и первые годы XX столетия были отмечены пробудившимся интересом к национальному русскому искусству. Genius loci возрождается в славянофильском Абрамцеве при помощи целой плеяды русских художников-передвижников, Союза, Московского Товарищества. Параллельно идет собирательство предметов народной русской старины — резьбы по дереву, кости, шитья, лепки, живописи. И на этой почве расцветает целое направление русского искусства, не ограниченное одним только Абрамцевом. Параллельно ему возникают в Тульской губернии Бёхово, дача на Оке художника В.Д.Поленова, Талашкино Смоленской губернии, усадьба известной собирательницы русского искусства княгини Тенишевой, где наряду с художниками указанных направлений работают мастера «Мира искусства», Кучук-Коё, позднее дача Жуковского, в Крыму. Параллельное явление наблюдается и на Украине, где крепнущие националистические тенденции вызывают к жизни собирательство народной старины и даже приводят к поискам национального архитектурного стиля в усадебной архитектуре.

Имена Репина, В.Васнецова, В.Поленова, Е.Поленовой, И.С.Остроухова, Серова, Врубеля связаны тесно и неразрывно с мамонтовским художественным кружком в Абрамцеве. Сказочно-былинная и летописная Русь нашла в усадьбе свои реально оформленные, пусть своеобразно истолкованные, образы. В парке, неподалеку от дома, строится под руководством Васнецова маленькая церквушка в духе стилизованного староновгородского искусства, украшенная иконами и росписями Васнецова, утварью, исполненной по рисункам Е.Д.Поленовой на основании рисунков и узоров старого русского народного искусства. Бревенчатая беседка — «избушка на курьих ножках» — точно сошла с васнецовских иллюстраций к старинным русским сказкам. В мастерской же Абрамцева исполнялись мебель л шкапчики, шкатулки и шитье, где среди растительных узоров воскресли старорусские петушки, фантастические птицы Сирин и Алконост.

Усадьба АбрамцевоВ русском усадебном строительстве искание национального стиля наблюдается с середины XIX века. Это движение всегда тесно связано с общими тенденциями русского искусства. После" Измайлова и Коломенского русское загородное искусство вступает в полосу европейского искусства, продолжающуюся вплоть до второй трети XIX века. В Vro время, однако, при Николае I начинаются поиски нового стиля. Стиль иеогреческий, нашедший свое лучшее выражение в сгоревшем дворце Ореанды и павильонах Верхнего парка в Петергофе; стиль Луи-Филипп, отразившийся в Александрии, в доме Петровского-Разумовского, в доме Никольского-Прозоровского; готика, нашедшая свое выражение в том же Петергофе, в дворцах Алупки и Гаспры; даже Восток, повлиявший на садовый фасад алупкинского дворца и вызвавший к жизни турецкие дома в Городище, имении Н.А.Дивова на Оке, — все эти стили свидетельствуют об эклектизме вкусов в эпоху Николая I. Общее всем этим стилям ретроспективное направление обратило внимание и на старое русское искусство. Уже Росси, этот последний и блестящий представитель пышно, по-осеннему распустившегося ампира, проектирует для Павловска деревню в «русском стиле».

Реставрационные работы, повсеместно предпринимаемые в николаевскую эпоху, плохо ли, хорошо ли проводившиеся, обращают внимание общества на забытое, обойденное вниманием русское искусство. В альбомах Мартынова, Снегирева, академика Солнцева издаются памятники древнерусского искусства. И не случайно поэтому, что уже в середине века барон Боде, наблюдавший за постройками и реставрациями Московского Кремля, возводит у себя в Лукине усадьбу в русском вкусе, самый ранний из известных нам и в значительной мере удавшийся памятник псевдорусского стиля. Церковное и городское гражданское зодчество применяют «русский стиль» раньше, чем загородная архитектура. Тон, Петров-Ропет, Султанов, Горностаев, а затем зодчие уже почти современной нам эпохи — Покрышкин, Щусев — строят в Москве и провинции церкви, вокзалы и банки, руководствуясь Теремным дворцом, стенами и башнями Кремля, памятниками казанской старины, архитектурой Коломенского дворца. В загородной архитектуре «русский стиль» преимущественно применяется в деревянной дачной архитектуре, хотя попытки строить в нем выражаются и в усадьбах — Зенине Дивовых, где работал француз Дюкро, в Нерасстанном Беклемишевых и в некоторых других местах. Церкви в Бёхове, Гусе, Абрамцеве,Осташове популяризируют в русском загородном строительстве этот стиль с 90-х годов XIX века по годы революции.

Усадьба АбрамцевоНебольшие комнаты абрамцевского дома — своеобразный музей русского искусства. Здесь собраны резные узорчатые подзоры изб, наличники окон, задки телег, резные и разрисованные донца, братины, чаши и ендовы, резные в дереве и вылепленные из глины игрушки, вышивки и полотенца, набойки и кованое железо — все области русского декоративного художества, собиравшиеся во время поездок и экспедиций, предпринимавшихся нередко обитателями усадьбы. Наряду с этим собранием в других комнатах, частью сохранивших еще старинную мебель Жакоб, кое-какие портреты и миниатюры, висели по стенам работы живших в Абрамцеве художников — картины и эскизы Поленова, Репина, Васнецова, Врубеля, Серова, Остроухова, Коровина, стояли майолики Врубеля и А.Мамонтова. В Абрамцеве находился и шедевр Серова — «Девушка с персиками» (портрет А.Мамонтовой), один из самых чудесных женских образов, созданных в России импрессионистическим искусством, полный света и воздуха. В многочисленных папках хранились рисунки названных художников, подчас крайне интересные для оценки творчества того или иного мастера, часто интимные изображения Абрамцева и его окрестностей, интимные портреты .представителей семьи Мамонтовых, гостивших в усадьбе людей, иногда зарисовки целых сцен, эскизы к театральным постановкам любительской абрамцевской сцены. Абрамцево до некоторой степени русский Барбизон — и многие живописно-поэтические образы Поленова и Серова, прославленные по картинам, находящимся в столичных музеях, зародились именно здесь, среди окружающего немного сумрачного и унылого русского ландшафта, где среди елей и берез заснувшим, неподвижным прудом кажется Воря, покрытая листками кувшинки. 

Как центр художественного собирательства, как место паломничества и деятельности выдающихся мастеров-живописцев, Абрамцево занимает заслуженно видное место в развитии русского искусства. Но тщетными оказались попытки, производившиеся здесь ЕД.Поленовой, возродить старорусское прикладное искусство, приспособив его к нуждам современности, так же, впрочем, как подобные же начинания М.В.Якунчиковой и княгини Тенишевой. Все эти резные и точеные, висячие и стоячие шкапчики, резные и расписные столы и стулья, разрисованные балалайки, шкатулки, вышивки, безделушки, производя фурор на заграничных выставках и в обеих столицах, быстро выродились в пошлую безвкусицу, насаждавшуюся многие годы Кустарным музеем московского земства и Строгановским училищем. Выродившись и окончательно исчерпав себя, «абрамцевский» стиль разнесся, однако, по всей России в рыночном и дилетантском выжигании по дереву и металлопластике. Популяризаторская деятельность в области пропаганды русского народного искусства, быть может наиболее любимое дело абрамцевских хозяев, оказалась ложной и ошибочной. Ценность Абрамцева не в этом псевдорусском формотворчестве, а в собирательной деятельности и в значении усадьбы как объединения московской струи русского искусства на гранях XIX и XX веков.

Усадьба Абрамцево

Довольно часто в последние годы жизни Н. В. Гоголь бы вал в усадьбе Абрамцево. В 1843 г. усадьбу приобрел его близкий друг Сергей Тимофеевич Аксаков.
Эта усадьба в наши дни является одним из наиболее притягательных мест культурных паломничеств. Ярчайшие страницы русской литературы и искусства вспоминаются при поездке в Абрамцево. Сотни посетителей со всех концов нашей страны можно встретить здесь и в солнечные летние дни, и в снежное зимнее время.
Обаятелен пейзаж Абрамцева, пленяющий художниковсвоей задушевностью и в наши дни. Старый вместительный дом скромной архитектуры стоит на холме, у подножия которого прихотливо петляет быстрая студеная Воря. Густые кусты лозняка, местами вплотную подступив к ее водам, скрывают в темной сени спокойные заводи. Вековой разросшийся парк усадьбы тенист и прохладен. Постепенно он переходит в глухие лесные чащи. «...Какое очаровательное место, — писала дочь Аксакова, — местоположение так живописно, что куда ни взглянешь, все разнообразные виды и ландшафты».

В год покупки Абрамцева Аксакову шел уже пятьдесят третий год. Тяжкий недуг разрушал его зрение, далекие поездки в оренбургские деревни, унаследованные им после смерти отца в 1837 г., были трудны для писателя. Мечтая о покупке подмосковного имения, Аксаков хотел «только приятного местоположения и устроенного дома».
Страстный охотник и рыболов, он с поэтической нежностью любил природу. Произведения Аксакова обращены ко «всякому, чье сердце открыто впечатлениям раннего утра, позднего вечера, роскошного полдня». Мастер богатого, выразительного и колоритного языка, он внес в русскую литературу замечательные описания пейзажей, поразительные изображения рыб, зверей, птиц. В своих проникновенных наблюдениях мира природы писатель обнаружил незаурядное дарование натуралиста. Современник Аксакова, выдающийся русский естествоиспытатель К. Ф. Рулье высоко ценил его книги и считал, что они «чудесно» написаны. По крылатому выражению И. С. Тургенева, природа перед «взором» Аксакова «раскрывается и дает ему заглянуть в себя... Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в том уверен, ни слова не прибавил бы к тому, что о нем поведал нам г. Аксаков».

Абрамцево осуществило все мечты и желания писателя. Его радовало, что «соловей... всю ночь поет у самого балкона», что «грибы подступают у нас к самому дому». В тишине «уединенного уголка» Абрамцева Аксаков жил в тесном общении с дорогой его сердцу природой.
Много часов отдавал писатель своему любимому занятию— рыбной ловле, располагавшей его к творческим размышлениям. «Разложу свои удочки, закурю сигару, сяду — и где я сяду, и что я стану думать, чувствовать, — не знаю, но чувствую жажду к этому нравственному состоянию»,— писал он художнику К. А. Трутовскому. «Уженье и бранье грибов» наполняли Аксакова радостью близости к природе.

По сообщению биографа, сбор грибов «производился Сергеем Тимофеевичем и семейством его с артистическими приемами. О количестве найденных грибов велся дневник, все замечательные экземпляры были срисованы и сохранены». Изучение мира природы Аксаков продолжал и в зимние месяцы. Использовав старый бредень, он выгородил часть одной из комнат, создав здесь своеобразный вольер для птиц, чтобы «наблюдать за нравом этих милых созданий».
Годы, прожитые Аксаковым в Абрамцеве, стали временем расцвета его дарования. Здесь он написал, вернее продиктовал, так как почти ослеп, такие замечательные книги, как «Записки об уженье» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Проникнутые удивительно поэтическим чувством ощущения окружающего мира, живописующие природу в ярких и правдивых образах, они воспитывали у читателя любовь к ней и быстро завоевали горячее признание. В последующие годы Аксаков создал «Семейную хронику» и «Детские годы Багрова-внука», прочно утвердившие его имя в русской литературе.

Авторитет Аксакова в кругу писателей был очень велик, а его квартира являлась одним из литературных центров Москвы. Таким же культурным гнездом стало и Абрамцево. За несколько месяцев до покупки усадьбы Аксаков писал Н. В. Гоголю: «Мысль, что вы, милый друг... будете иногда гостить у нас, — много украшает в глазах наших наше будущее уединение».
Н. В. Гоголь очень ценил литературный вкус Аксакова, его критические замечания и испытывал к нему чувство большой приязни. На раскрытие дарования Аксакова он оказал значительное влияние. Аксаков горячо любил И. В. Гоголя и в трудные дни его жизни неоднократно выручал материально. На московской квартире Аксаковых Гоголь был постоянным гостем, окруженным особым вниманием и заботами. 

В Абрамцево Н. В. Гоголь впервые приехал 14 августа 1849 г. Он, рассказывает Аксаков, «много гулял и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку... По вечерам читал с большим одушевлением переводы Мерзлякова древних, особенно гимны Гомера ему нравились. Так шли вечера до 18 числа... Я не могу передать, что сделалось со всеми нами... Гоголь прочел первую главу 2-го тома «Мертвых душ». С первых страниц я увидел, что талант Гоголя не погиб, — и пришел в совершенный восторг».
После отъезда Н. В. Гоголя Аксаков послал ему письмо. В нем, пишет Аксаков, «я сделал ему несколько замечаний и указал на особенные, по моему мнению, красоты... Гоголь был так доволен, что захотел видеть меня немедленно... Он нанял карету, лошадей и в тот же день прискакал к нам в Абрамцево... Гоголь прожил у нас целую неделю».
В 1851 г. Н. В. Гоголь трижды побывал в Абрамцеве: в июне, в середине и в конце сентября. К концу последнего пребывания он, как вспоминает Аксаков, «поразвеселился, а вечером сделался очень весел. Наденька (дочь Аксакова) пела малороссийские песни, и он сам пел с живостью и очень забавно. Это было последнее посещение Гоголя нашего Абрамцева. 3 октября он уехал в Москву».

Известие о смерти Н. В. Гоголя 21 февраля 1852 г. застало Аксакова в Абрамцеве, где он продиктовал некролог «К друзьям Гоголя». В память своего великого друга Аксаков с большой сердечностью и теплом написал книгу «История моего знакомства с Гоголем».
В абрамцевском доме для приездов Н. В. Гоголя была отведена специальная комната. Она находится в мезонине. Ее окно выходит на широкий, покрытый травой двор, пруд и рощу.
Большая творческая дружба связывала Аксакова и с И. С. Тургеневым. Они познакомились в декабре 1849 г. И. С. Тургенев «душевно полюбил» Абрамцево и неоднократно гостил в усадьбе. Он принимал близкое участие в вечерних литературных чтениях, в жарких спорах. Увлеченный страстью Аксакова к рыбной ловле, И. С. Тургенев, с удочкой в руках, провел вместе с ним много часов на берегу Вори. Восхищаясь знанием природы Аксакова, тонкостью его наблюдений, он направил к нему свою статью «О соловьях». Она вошла как дополнение в книгу Аксакова «Записки и воспоминания ружейного охотника» (1855 г.).

Не раз бывал в Абрамцеве и М. С. Щепкин. Многолетняя дружба связывала великого русского актера с Аксаковым. Жена его сына А. В. Щепкина (сестра Н. В. Станкевича) указывает, что «в обществе С. Т. Аксакова, в семье его, М. С. находил полное удовлетворение своим умственным интересам». Аксаков был большим знатоком сценического искусства; московские актеры очень дорожили его мнением и нередко советовались с ним. Отношения с Аксаковым имели не малое значение для творческого пути М. С. Щепкина. «По его словам, — отмечает А. И. Шуберт, ученица М. С. Щепкина,— он своим развитием был обязан дому Аксаковых и рассказывал нам, как они подтягивались, зная, что Сергей Тимофеевич в театре». Страстный поклонник артиста, Аксаков написал о своем друге очерк «Несколько слов о М. С. Щепкине». В нем Аксаков раскрыл творческий путь великого артиста, показал его борьбу за высокое и правдивое искусство сцены.
После смерти Аксакова в 1859 г. литературная жизнь Абрамцева затихает. За этот период можно лишь отметить посещение усадьбы Ф. И. Тютчевым весной 1866 г. Его дочь Анна Федоровна в январе этого года вышла замуж за сына Аксакова Ивана Сергеевича; они жили в Абрамцеве. Поэт и публицист И. С. Аксаков был одним из идеологов реакционного течения славянофильства, идеализировавшего допетровскую эпоху, проповедовавшего патриархальные начала общественных отношений. 2 мая Ф. И. Тютчев сообщал жене: «Я вернулся от Аксаковых (из Абрамцева), где провел две ночи... Мы вели бесконечные разговоры».

В 1870 г. началась вторая жизнь Абрамцева. Оно было куплено Саввой Ивановичем Мамонтовым. Крупный промышленный деятель, он горячо увлекался музыкой, театром и живописью, сам пел и лепил. Значительна его роль в подъеме русской оперы и живописи. Основанная им «Частная опера» содействовала утверждению на сцене русских классических опер А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, создала новую эру в театрально-декорационном искусстве.
По словам А. М. Горького, «Мамонтов хорошо чувствовал талантливых людей, всю жизнь прожил среди них, многих таких, как Федор Шаляпин, Врубель, Виктор Васнецов,— и не только этих, — поставил на ноги, да и сам был исключительно, завидно даровит».
При Мамонтове Абрамцево становится творческим приютом передовых художников его времени. Близкими друзьями Мамонтова были М. М. Антокольский, А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. В. Неврев, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков. Они часто приезжали в усадьбу, а некоторые проводили здесь все лето. «Для нас, художников, он был родной— свой человек», — вспоминает В. М. Васнецов.
Абрамцево связано с рядом выдающихся произведений русской живописи. Здесь И. Е. Репин писал «Проводы новобранца», вел подготовительные работы к картинам «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали»...

В. М. Васнецов работал в Абрамцеве над «Каменным веком» и «Тремя богатырями»; поэтический пруд соседствующей с усадьбой Ахтырки изображен им на картине «Аленушка». В Абрамцеве В. А. Серов создал непревзойденный шедевр русской портретной живописи — «Девочка с персиками» (портрет В. С. Мамонтовой, дочери владельца усадьбы). Абрамцевские пейзажи запечатлены на холстах В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, М. В. Нестерова.
Абрамцевскому кружку была присуща горячая любовь к народному творчеству. Находящиеся вблизи деревни Ахтырка, Кудрино, Репихово, Мутовки издавна славились замечательными образцами крестьянского искусства — резьбой наличников, балясин, декоративной живописью прялок, вальков, дуг. Мамонтов и его друзья, начав собирать в Подмосковье, вскоре перешли к систематическому собиранию резного дерева, тканей, вышивок, предметов домашнего обихода и в других районах страны. Для творческой помощи этим замечательным художественным народным промыслам при абрамцевской школе для детей крестьян была открыта столярная мастерская, а затем и мастерская декоративной резьбы. Из ее стен вышло много крупных народных мастеров. Мастерской руководила Е. Д. Поленова при ближайшем участии В. М. Васнецова.

В 1889 г. в Абрамцеве возникла гончарная мастерская, стремившаяся воссоздать высокую культуру цвета, красоту полива древнерусских изразцов. В ней много работал М. А. Врубель, украсивший усадебный дом двумя чудесными керамическими печами. На так называемом «Таньоновом носу», на обрыве у въезда в Абрамцево, стоит пышно орнаментированная, сверкающая окраской, майоликовая скамья его работы.
Построенные в парке церковь (1882 г.) и «Избушка на курьих ножках» (1883 г.) также носят на себе печать увлечения абрамцевского кружка древнерусским искусством. В основу проекта церкви положены: строгие формы новгородских церквей XII века. В декоративных работах по ее оформлению участвовали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский. «Избушка на курьих ножках», чарующая сказочной фантастикой, воздвигнута по эскизу В. М. Васнецова.

Вдохновляющая атмосфера высоких художественных интересов царила в Абрамцеве. В. М. Васнецов, как особую, «самую характерную черту» Мамонтова, отмечает «особенность возбуждать и создавать вокруг себя творческий энтузиазм; работая с ним, немудрено взвиться и повыше облака ходячего».
Действительно, жизнь в Абрамцеве кипела. Устраивались дальние прогулки, поездки верхом, катания на лодках по Воре; вечером — литературные чтения, в которых видное место занимали произведения А. Н. Островского, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Лето обычно подытоживалось спектаклями. В некоторых постановках выступали В. А. Серов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов. В числе других ставились иногда пьесы и самого Мамонтова. Так, в 1882 г. в Абрамцеве был поставлен его водевиль «Веди и Мыслете», в котором роли И. Е. Репина, Н. В. Неврева, В. М. Васнецова и В. Д. Поленова исполнили сами художники.
Гостями дружной абрамцевской семьи бывали и крупнейшие представители театрального искусства Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславские, Г. Н. Федотова.

Летом 1878 г. в Абрамцеве в последний раз побывал И. С. Тургенев. Сын Мамонтова вспоминает: «Навсегда запечатлелись у меня в зрительной памяти его рослая могучая фигура, его ясный, добрый взгляд и белые, белые волосы».
Нельзя не остановиться также на пребывании в Абрамцеве выдающегося астронома, видного представителя русской астрофизической школы А. А. Белопольского. Его отец был служащим Московско-Ярославской железной дороги, возглавлявшейся С. И. Мамонтовым. Он приезжал в Абрамцево, где в августе 1879 г. И. Е. Репин сделал карандашом его портрет. Студентом Московского университета А. А. Белопольский был приглашен на уроки к детям Мамонтова и прожил в усадьбе все лето, часто встречаясь с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым. 

Ныне в Абрамцеве от крыт Музей-усадьба. На материале своих богатейших коллекций он раскрывает историю этого замечательного памятника русской культуры. В доме сохранились подлинная обстановка кабинета С. Т. Аксакова, письменный стол, за которым он работал, фамильные портреты, личные вещи. Многочисленные изобразительные материалы рассказывают о взаимоотношениях С. Т. Аксакова с Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Л. Н. Толстым, Т. Г. Шевченко, М. С. Щепкиным. Обстановка столовой и красной гостиной переносит посетите ля во времена мамонтовского кружка. Любовно хранимые в музее произведения живописи, графики и скульптуры ярко показывают, какую большую роль сыграло Абрамцево в творчестве крупнейших русских художников. В помещении бывшей студии-мастерской выставлены собранные мамонтовеким кружком на родные декоративные изделия, а также образцы продукции абрамцевских мастерских: резьба по дереву и майолика. 

Литература:
С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 442-450

Усадьба Абрамцево

В.Д. Поленов. Осень в Абрамцеве, 1890 г.Абрамцево впервые упоминается в писцовых книгах XVII в. как хутор Абрамово. В конце XVIII в. здесь был построен дом с мезонином, разбит парк и выкопаны пруды. Бывший хутор превратился в барскую усадьбу Абрамцево. В 1843 г. усадьбу приобретает С. Т. Аксаков, известный русский писатель. С 1870 г. владельцем ее становится крупный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов. В середине и во второй половине XIX в. Абрамцево было крупным центром культурной жизни. Здесь бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, позднее работали художники В. Д. Поленов, В. А. Серов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, приезжали Ф. И. Шаляпин и М. Н. Ермолова.
Скромная подмосковная усадьба Абрамцево расположена на берегу р. Вори. С одной стороны дома был регулярный сад, устроенный на искусственных террасах. К саду примыкал пейзажный парк. Его планировка в основном сохранилась до настоящего времени. Пейзажный парк с аллеями из липы, березы, тополя занимает площадь 10 га и переходит в смешанный лес. В парке отмечено 17 видов древесных растений, из них восемь — местной флоры. Все деревья старые. Преобладают дуб (высота 22 м, диаметр ствола 127 см), липа (высота 24 м, диаметр ствола 105 см), много клена (высота 16 м, диаметр ствола 23 см), отдельных групп ели (высота 25 м, диаметр ствола 32 см) и сосны (высота 27 м, диаметр ствола 66 см). Все интродуценты также представлены старыми экземплярами. Из хвойных наиболее интересны пять экземпляров довольно редкой в Подмосковье сосны кедровой сибирской (высота до 24 м, диаметр ствола 40 см), дающей семена. Имеется несколько групп туи западной (высота 10 м, диаметр ствола 37 см) и единичные старые экземпляры лиственницы сибирской (высота 25 м, диаметр ствола 50 см). Из лиственных пород интересен тополь из группы бальзамических (высота до 24 м, диаметр ствола 102 см). Несмотря на солидный возраст, растения находятся в хорошем состоянии. 

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Музей-усадьба Абрамцево

http://www.abramtsevo.net/
Адрес: 141352, Московская обл., Сергиево-Посадский район, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1
Справки и заказ экскурсий: (496) 543-24-70, 8-916-278-45-42, 8-915-194-44-53
Директор: Воронина Елена Константиновна
Тел.: (495) 993-00-33, (496) 543-02-78; e-mail: info@abramtsevo.net

Режим работы музея-заповедника «Абрамцево»: в летнее время экспозиции открыты с 10.00 до 18.00, парк с 10.00 до 19.30; в зимнее время экспозиции открыты с 10.00 до 16.00, парк с 10.00 до 16.30.

Цены (январь 2011 г.)
Вход в парк: взрослые – 55 р., школьники – 40 р.
Посещение одной экспозиции – 95 р.
Фотосъёмка в парке – 60 р., в интерьерах — 400 р.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Абрамцево

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Абрамцево 56.234359, 37.968600 Усадьба Абрамцево

Рубрика: Сергиево-Посадский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: