Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг

Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг (Россия, Великий Новгород, ул. Большая Московская, дом 1)

Вход на территорию Дворища свободный

«На правом берегу Волхова, напротив Детинца, сохранился еще один историко-архитектурный ансамбль. Это Ярославово Дворище — важнейший общественно-политический центр феодальной Руси, соседствовавший с не менее значительным средоточием экономической жизни Северной Европы — знаменитым новгородским Торгом.
В X веке правобережье Волхова, по-видимому, еще не было заселено. Разве что на Славенском холме, расположенном в полукилометре на юго-восток, грудились избушки полулегендарного Хольмгарда — одного из трех поселков, жители которых, согласно существующей гипотезе, объединившись, поставили Новгород — крепость на левом берегу.
В начале XI столетия почти у самой реки выстроил свою резиденцию князь Ярослав Мудрый. Предания рассказывают, что его дворец был самым пышным и великолепным из всех подобных сооружений в Европе. Остатки какого-то крупного деревянного здания были обнаружены во время археологических раскопок, проводившихся в послевоенные годы.

Описание Ярославова Дворища в Новгороде Великом

Однако раскрыть их полностью не удалось: для этого пришлось бы разобрать жилой дом, которых в ту пору в городе было слишком мало. Кроме того, профессор А. В. Арциховский, руководивший тогда Новгородской археологической экспедицией, считал, что значение этого участка в истории всего Русского государства очень велико и поэтому нужно его сохранить для будущих ученых, которые смогут применить более совершенные методы исследования. Столетие спустя после княжения Ярослава на Дворище поднялась первая каменная постройка Торговой стороны — собор Николая Чудотворца. По свидетельству летописи, церковь заложил в 1113 году сын Мономаха князь Мстислав Владимирович. Строился Никольский собор долго: службы в нем начались только в 1136 году. Очевидно, это было связано с бурной политической борьбой, которая развернулась в Новгороде в начале XII века и привела к образованию феодально-боярской вечевой республики.

Схема Кремля Великого Новгорода и Ярославова Дворища с достопримечательностями

Схема Кремля Великого Новгорода  и  Ярославова Дворища

Кремль (1-22)
1. Дворцовая башня. XV в.
2. Спасская бдшня. XV в.
3. Княжая башня. XV в.
4. Башня Кокуй. XVII в.
5. Покровская башня, XVI В.
6. Златоустовская башня. XV XVII вв.
7. Митрополичья башня. XV в.
8. Федоровская башня. XVв.
9. Владимирская башня. XV в.
10. Часозвоня. XVII в.
11. Церковь Андрея Стратилата. XVII B.
12. Никитский корпус. XI—XVIII вв.
13. Звонница Софийского собора. XV-XVIII вв.
14. Софийский собор. 1045-1050 гг.
15. Памятник „Тысячелетие России». 1862 г.
16. Бывшее здание Присутственных мест. XVIII в.
17. Мемориальный комплекс «Вечный огонь славы»
18. Областной театр драмы. Областная филармония
19. Лихудов корпус. XVII в.
20. Могила поэта Г. Р. Державина
21. Грановитая палата. 1433 г.
22. Церковь Покрова. XVII в.

Ярославово дворище и Торг (23-34)

23. Обелиск Героям Советского Союза И. С. Герасименко, А. С. Красшгаву, Л. А. Черемнову, погибшим в 1942 г.
24. Аркада Гостиного двора (остатки). XVII-XVIIIB в.
25. Церковь Жен-мироносиц. 1510 г.
26. Воротная башня Гостиного двора. XVII в.
27. Церковь Прокопия. 1529 г.
28. Николо-Дворищенский собop. 1113 -1136 гг.
29. Церковь Параскевы Пятницы. 1207 г.
30. Церковь Успения на Торгу. 1135 г.
31. Церковь Георгия на Торгу. XVII – XVIII вв.
32. Церковь Иоанна на Опоках. 1127—1130 гг.
33. Путевой дворец. XVIII—XIX вв. (Дом культуры)
34. Выставочные залы музея

Архитектурно Никола на Дворище решен более сурово и просто, чем Софийский собор. К тому же он несколько меньше и, не соперничая с Софией, легко и естественно входит в сложную систему застройки города. Конечно, он тоже испытал на себе разрушающее воздействие времени. Первоначально собор был пятиглавым, покрытие его выглядело наряднее — оно шло по волнистой линии закомар. И конечно же, не было пристроек, которые сейчас примыкают к нему с запада и севера и так не вяжутся с живой пластичной лепкой древних стен, сложенных из ильменского известняка, чередующегося со слоями тонкой плинфы. Кроме того, собор был стройнее и выше, чем теперь: толщина культурного слоя здесь около 2—2,2 метра.
Летом 1969 года доктор исторических наук М. К. Каргер провел внутри собора раскопки и обнаружил остатки каменной лестницы, которая раньше вела на xopы (второй ярус в интерьере). Обмером и тщательным обследованием архитектурных конструкций установлено, что Никольский храм имеет много общего с Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119 год) и церковью Благовещения на Городище (1103 год). По-видимому, все эти три сооружения были возведены мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
От первоначальной фресковой росписи 1125 года в соборе сохранилось немного. Самый интересный фрагмент находится в подклете. Это композиция «Иов на гноище», иллюстрирующая очень популярный в свое время библейский сюжет.

Нет сомнения, что сюжет для росписи был выбран не случайно. В тревожные дни, предшествовавшие образованию Новгородской республики, и князь, и подчиненное ему духовенство всеми средствами старались убедить непокорных новгородцев, что необходимо покоряться судьбе, терпеливо переносить все невзгоды. А за терпение бог вознаградит их сторицей.
В художественном отношении эта фреска — один из самых драгоценных фрагментов древнерусской живописи. Удивительно красиво лицо жены Иова, протягивающей ему еду и питье: изящный, с горбинкой нос, красиво очерченные линии глаз и рта, мягкий овал лица — все это доказывает, что здесь работал одаренный мастер, хорошо знакомый с манерой работы греческих художников.
Фрагменты первоначальной росписи найдены, кроме того, в центральной апсиде (на уровне пола 1854 года), а также в древних оконницах, раскрытых во время ремонта и реставрации Никольского храма.
Интересное открытие сделали рабочие-ремонтники, проводившие в собор в 1973 году центральное отопление. Сняв чугунное покрытие солеи (возвышение перед алтарем), они обнаружили, что две ее ступени покрыты поливным кирпичом, а перепады между ступенями украшены желто-зелеными изразцами. Архитекторы Новгородской специальной реставрационной мастерской Г. М. Штендер,
Л. Е. Красноречьев и другие датировали их XVII веком. Как раз в это время изразцы широко применялись для декоративного оформления архитектурных сооружений. В Новгород они поставлялись, по-видимому, из мастерских Валдайского Иверского монастыря.

В годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровские вандалы захватили Новгород, они превратили великолепный памятник истории и культуры в казарму. После освобождения города от фашистов с большим трудом был восстановлен довоенный облик собора.
В старину Никольский собор был очень популярен в купеческой и ремесленной среде, которая составляла массу разношерстной толпы, стекавшейся к лавкам Торга. Ведь Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых на Руси святых. Он считался покровителем плавающих и путешествующих, а их всегда бывало довольно в Новгороде.
Никольский собор соседствовал с Вечевой площадью. Эта та самая ровная лужайка, зимой запорошенная чистым белым снегом, а летом усеянная желтыми звездочками одуванчиков, которая, подобно ковру, расстилается у северной стены собора.
Чуть дальше, к северу, ее ограничивала церковь Параскевы Пятницы, а с запада Вечевая площадь спускалась к Волхову. Шатровой колокольни тогда не было: она выстроена в XIX веке. И не было также двухэтажного здания, которое находится между колокольней и Воротной башней Гостиного двора. Еще недавно это было обычное жилое строение. А сейчас здесь выставочные залы Новгородского государственного музея-заповедника.

Воротная башня представляет собой трехэтажное здание с двумя проездными арками, восьмигранный верх которого завершен шатром. Еще недавно ее называли Вечевой башней, или Гридницей. Считали, что на ней и висел колокол, по звону которого население Новгорода собиралось на вече. Однако послевоенные исследования выявили, что автором этой постройки был тот самый Семен Ефимов, имя которого уже упоминалось, когда речь шла о башне Кокуй и Воеводском дворе в кремле. В 90-х годах XVII века он вместе с Гурием Вахромеевым построил Гостинный двор, арочная стена которого сейчас стоит над Волховом. Само здание вместе с каменными торговыми рядами после войны не сохранилось. А башню назвали Вечевой по вполне понятным причинам. Видимо, где-то неподалеку от нее на самом деле висел в республиканскую пору истории Новгорода вечевой вестник, высился деревянный помост — степень, на которой во время вечевой сходки стояли и сидели должностные лица, именитые сановники и бояре Господина Великого Новгорода.
У волховских берегов бросали якоря суда из северонемецких и скандинавских городов, на пристанях выгружались бочки и коробья, доставленные с Закавказья, Причерноморья, Каспия, Волги, Днепра. Великий Новгород прочно захватил в свои руки посредничество в торговле между городами Ганзейского союза и всеми остальными русскими землями.

О широких международных связях древнего Новгорода напоминает и церковь Параскевы Пятницы, стоящая напротив Воротной башни. Ее поставили в 1207 году новгородские, заморские купцы, торговавшие с Западной Европой. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров, а в годы последней войны — от вандализма гитлеровцев. Сейчас она реставрирована и, насколько это оказалось возможным, восстановлены ее древнейшие конструкции. Интересно, что храм очень напоминает по своему облику некоторые постройки Смоленска, Чернигова, Полоцка. У него такие же притворы с севера, юга и запада, прямоугольные боковые апсиды, пучковые угловые пилястры. По-видимому, уже в XII—XIII веках начинался процесс формирования общерусского архитектурного стиля, но он был на долгие годы задержан нашествием Золотой орды.
Новгородцам был чужд религиозный фанатизм. Конечно, они молились в церквах, но в то же время не считали грехом использовать культовые здания и для других нужд. Известно, что в Предтеченской церкви купцы устраивали так называемые братчины, то есть пиры-складчины, в тех случаях когда доходы от торговли были особенно высокими.
К XV веку церковь обветшала и по распоряжению архиепископа Евфимия была разобрана и выстроена заново. Но при этом был воспроизведен полностью ее древний архитектурный облик, характерный для новгородского зодчества XII века.

Чуть южнее находится церковь Успения на Торгу, выстроенная тем же князем Всеволодом в 1135 году. Ее тоже много раз переделывали, сохраняя, однако, «старую основу». Поэтому внешний облик церкви, с ее гладкими стенами, почти лишенными украшений, характерен для древнейшего периода новгородского зодчества.
Между Успенской и Предтеченской церквами в 1133 году была выстроена деревянная церковь Георгия. Два столетия спустя жители Лубяницы — улицы, проходившей через Торг, — возвели каменный храм. В процессе реставрации были раскрыты до уровня хоров первоначальные стены, внутристенная лестница, два (из четырех) столба высотой 4,4 метра.
Постройка верха церкви относится к пятидесятым годам XVIII столетия.
На Торгу находился еще один сохранившийся комплекс памятников древнего новгородского зодчества, теперь он располагается у начала Боровичской улицы.
Церковь Михаила Архангела упоминается в летописи уже в 1152 году — в связи с пожаром, с В 1300—1302 годах вместо деревянной постройки была возведена каменная. Потом она многократно перестраивалась, а в период Великой Отечественной войны погибла почти целиком, сохранились лишь фундаменты и нижние части стен.
Стоящая рядом церковь Благовещения выстроена в 1362 году. Она тоже подвергалась значительным переделкам. В XVI веке ее связали в единый архитектурный ансамбль с храмом Михаила Архангела. Для этого была сооружена галерея, которая уперлась торцом в уже существовавшую галерею Михаило-Архангельской церкви. На стыке первоначально помещалась звонница, но в конце XVII века ее сменила шатровая колокольня, которую поставили над средней частью благовещенской галереи.

Целостность всего ансамбля подчеркнута единством архитектурных форм и декора: галерея церкви Благовещения покоится на трех парах тяжелых столбов, таких же, на каких держится галерея-гульбище Михаило-Архангельской церкви. Уже в ту пору, когда Новгород потерял свою независимость, выстроены две церкви, с юга соседствующие с Никольским собором — Жен-мироносиц и Прокопия.
Церковь Жен-мироносиц сооружена в 1510 году Иваном Сырковым. Каменные пристройки с севера и запада появились несколько позднее — после пожара 1541 года. По своей архитектуре церковь очень близка к новгородским постройкам XV века: четырехстопная, одноглавая, трехапсидная.
Здание разделено сводами на три этажа. Нижний — подвальный. Это отличает церковь Жен- мироносиц от более древних новгородских церквей, в которых таких подвалов, расположенных ниже уровня земли, не было. Вместе с помещениями первого этажа они использовались как склады для хранения товаров.
В настоящее время на западном фасаде церкви архитектор Т. В. Гладенко восстановила настенную двухпролетную звонницу и наружное деревянное крыльцо.
Расположенная рядом изящная церковь Прокопия была выстроена Дмитрием Сырковым в 1529 году. Несмотря на свои миниатюрные размеры, она тоже трехэтажная. Килевидные арочки, использованные как ведущий мотив при оформлении стен и подкупольного барабана, показывают, что в новгородском зодчестве XVT века все сильнее чувствуется московское влияние.
Века и люди меняли облик города. Горели, ветшали и рушились старые постройки, а на их месте возводились новые. Столетие спустя после того, как умолк вечевой колокол, Иван Грозный приказал строить на Ярославовом Дворище царский двор. Строительство сопровождалось уничтожением многих старых жилых и хозяйственных построек. В 1580 году строившийся царский двор сгорел, и работы больше не возобновлялись.

Неоднократно перепланировался и новгородский Торг. В 1778 году был утвержден проект новой планировки Новгорода. Он предусматривал радиально-кольцевую застройку Софийской стороны,при которой одни улицы лучами сходились к кремлю, а другие полукольцами рассекали их, постепенно удаляясь от западной дуги кремлевской стены. Главные улицы Торговой стороны, напротив, располагались параллельно Волхову. Перпендикулярно к ним шли короткие улицы от восточной стены городского вала к набережной реки. На смену затейливо-извилистым улицам, переулкам и тупикам феодального Новгорода пришла прямолинейно-регулярная структура губернского города.
В северной части Торга на берегу Волхова находится бывший Путевой дворец. Он был сооружен в 1771 году по повелению Екатерины II для остановок императрицы при ее поездках из Петербурга в Москву и обратно. Есть предположение, что проект дворца разработал знаменитый зодчий В. И. Баженов, но в начале прошлого столетия весь ансамбль царской резиденции с двумя подсобными флигелями был реконструирован другим выдающимся русским архитектором — В. П. Стасовым.
Путевой дворец был поставлен на этом месте не по вольному замыслу зодчего. Еще в глубокой древности берега Волхова были соединены Великим мостом, который вел из кремля на Ярославов двор. В XVIII веке на месте деревянного моста был сооружен железный с каменными устоями, реконструированный в XIX веке. Через этот мост пролегала дорога из новой в старую столицу и по нему проезжали когда-то А.Н.Радищев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многие другие знаменитые русские писатели и поэты, посвятившие вдохновенные строки своих произведений великому прошлому Новгорода» — «По древнерусским городам…».

Источник:
По древнерусским городам. Новгород. Старая Русса. Псков. Старый Изборск. Сост. Б.В. Емельянов М., 1983 с. 82-94
Г.К. Вагнер Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. М., 1980

Схема проезда

icon-car.png
Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг 58.518198, 31.285543 Великий Новгород. Ярославово Дворище и Торг

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только