Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615

Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615 (Россия, Ленинградская область, Ломоносовский район, в 1,5 км западнее населенного пункта Шепелёво)

Одну из поездок по Ленинградской области мы посвятили инженерно-техническим и военным объектам, осмотрели форты Кронштадта, и затем последовательно форт «Красную горку», заброшенную ж/д станцию Краснофлотск, бухту Батарейную и Шепелевский маяк.
Часть объектов из этого перечня уже есть на сайте, дошла очередь и до Батарейной. Отправляясь в бухту, мы рассчитывали провести будний вечер в приятном уединении, и были немало удивлены, застав здесь большой палаточный городок. Думаю, не следует объяснять, чем жизнедеятельность подобного кемпинга чревата не только для природного окружения, но и для построек бывшей военной базы (хотя последним уже сложно навредить)… Желание осмотреть то, что осталось от некогда секретной территории, было непреодолимым, и мы отправились разыскивать уцелевшие здания. Базу и станцию Краснофлотск (Форт «Красная Горка») в прошлом соединяла железнодорожная ветка, от которой не осталось ровным счетом «ничего» — рельсы попилены, деревянные шпалы сгнили… О самой станции напоминает лишь погрузочно-разгрузочная платформа и руины вокзала (1953 г.).

Описание бухты Батарейная

Также сохранились: кпп; служебные руинированые здания; два топливных хранилища, спроектированных с классическим входом-«сквозняком».* Здесь в танках емкостью 30-40 тонн хранилось топливо. Сразу замечу, что на базе имелось много чего ядовитого и чрезвычайно токсичного, поэтому, если планируете посещать сооружения, стоит заблаговременно подумать о средствах элементарной защиты. Еще одно заглубленное хранилище на два танка располагалось позади здания, ориентированного на пирс. В самом каменном строении, видимо располагалась служба, руководившая производственным циклом на пирсе. Уцелел навес (по некоторым данным для складирования меланжа – смеси из концентрированной азотной и серной кислот в определенном соотношении, применяемой в боевых ракетах и торпедах).

Самое впечатляющее, на мой взгляд, сооружение бухты Батарейной – это пирс. Он «собран» из двух конструктивно-разнородных частей–монолитно-бетонной и металлической, состоящей из ферм. По нему пролегала узкоколейная железная дорога, параллельно которой следовал трубопровод, назначение которого для непосвященных остается спорным. Вероятно по нему шла разгрузка/погрузка топлива…
В основании пирса заложены бетонные надолбы, отовсюду торчат выпуски арматуры. Со временем верхнее покрытие пирса разрушилось, валуны, остатки коммуникаций затрудняют путь. Если собираетесь добраться до его оконечности – необходима соответствующая обувь. Мы докарабкались до ферм, которые с берега выглядят довольно брутально, а вблизи хорошо видно, насколько они прокородировали и потеряли прочность… Здесь наткнулись на рыбаков – что еще раз опровергло нашу заблуждаемость в отношении совершенно безлюдного места.

План бывшей базы заправки подводных лодок проекта А615 в бухте Батарейная

Бухта батарейная. План бывшей базы заправки подводных лодок проекта А615

Сведения о Батарейной довольно скудны, блоггеры пишут одно и тоже. Предположу, что создавалась база в 1950-е гг.
Военный инженер – генерал-майор в отставке, кандидат технических наук, доцент В.И. Манойлин рассказывает в своей книге «Базирование военно-морского флота СССР» следующее: … разработал проект специального причала для подводных лодок в бухте Батарейная на южном берегу. <…>В конце сороковых годов был создан двигатель, который мог работать как в надводном, так и в подводном положении. Топливом для этого двигателя были перекись водорода и кислород.

<…>По этому принципу была построена опытовая подводная лодка, а для нее склад специального топлива и причал. Бухта Батарейная стала первой базой для новейших и совершенно секретных подводных лодок. Но опытовая подводная лодка оказалась крайне опасной в эксплуатации из-за высокой взрыво- и пожароопасности, моряки окрестили ее «зажигалкой».
Речь идет о злополучной серии А615. После двух крупных аварий с человеческими жертвами субмарина подверглась серьезному техническому перевооружению (для нее была создана новая энергетическая установка), однако, в 1960 г. испытания были прекращены, проект свернут.

Произошло следующее — повысилась значимость бесшумности подводного хода, поэтому в начале 70-х годов высокошумные А615 были выведены из состава ВМФ СССР.
А «после строительства и успешной эксплуатации первой атомной лодки тема кислородно-водородных лодок была закрыта» — пишет В.И. Манойлин.
Из вышесказанного следует, что комплекс существовал как топливное хранилище для парогазовых торпед до тех пор, пока не настало время всепобеждающего технического прогресса. Морально устаревшая база со временем стала не нужна, её попросту забросили (нач. 2000-х гг.). То, что оставили военные, растащили мародеры и цветметчики.
В 1997 г. здесь планировали построить порт, даже установили памятный знак, а в 2011 году в Батарейной должно было развернуться строительство нефтяного транспортно-технологического комплекса, но оба проекта так и остался неосуществленными…Думаю, оно и к лучшему, уж больно хороша здесь природа… Жаль, что люди не берегут эту красоту, оставляя после себя горы мусора…

К сведению: до настоящего времени в качестве экспонатов сохранилось три подводные лодки проекта А615 — в Краснодаре, в Одессе и в качестве учебно-тренировочного кабинета на закрытой территории Военно-морского инженерного института в городе Пушкин.

*Сквозняк – сквозная галерея, для защиты входа в фортификационное сооружение от огневых средств противника.

Схема проезда

icon-car.png
Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615 59.972882, 29.123726 Бухта Батарейная. Бывшая база заправки подводных лодок проекта А615

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только