Памятники Архитектуры Подмосковья

Пушкин (Царское Село). Екатерининский дворец и парк

Царское Село, Екатерининский дворец парковый фасадЦарское Село. Екатерининский дворец и парк (Россия, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7)

Императорская резиденция столь масштабна, что заслуживает отдельного сайта, поэтому я не ставила своей целью на данной страничке охватить необъятное. Моя задача — показать основные грани роскошного ансамбля, и поразить великолепием запечатленного тех, кто ещё не побывал в пригородах Санкт-Петербурга. Ниже приведенная статья опубликована в журнале «Охраняется государством» № 4, 2015 г.

Финский топоним Сааримойс – на русский манер Саарская мыза — странным образом созвучна эпитету «царская». Мог ли предвидеть Петр I, что это небольшое поместье на возвышенности, подаренное им в 1710 г. будущей супруге Екатерине Алексеевне, в дальнейшем примет вид исключительной по красоте царской резиденции? Начало парадному комплексу положили каменный дом «о шестнадцати светлицах» и деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь прошли детские годы «дщери Петровой» Елизаветы Петровны, и она не спешила вносить изменения в сложившийся облик Сарицгофа, со «старомодным» и скромным по масштабу дворцом. 





В архитектуре середина XVIII в. характеризуется высокими творческими достижениями, дворцово-парковые ансамбли — ведущий тип сооружений тех лет, стали строить с невиданными прежде размахом и роскошью. Требования пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры в творчестве лучших русских зодчих приобретали более глубокий смысл и понимались как художественное выражение могущества России, как отражение высокого национального подъема. (1) 


Этот важный и противоречивый период в развитии русского зодчества, ознаменовался деятельностью замечательных мастеров, но, «гений Франческо-Бартоломео Растрелли, обер-архитектора императрицы, затмил сонм его предшественников: сегодня их имена — лишь эпизод в многотрудной истории формирования ансамбля, свидетельство «работы Пенелопы» (по выражению Екатерины Великой), когда «завтра ломали то, что сделали сегодня». Растрелли удалось осуществить амбиции Елизаветы, создав дворцовый комплекс, отвечавший ее представлениям о русском имперском величии». (2) 

…А жизни королей торжественность пристала,
И должно, чтобы в ней все роскошью блистало:
Чтоб в подданных восторг и верность укреплять,
Сияньем золота их надо ослеплять.

Дворец Растрелли сверкал позолотой снаружи и внутри. Виртуозный декор ослеплял, порождая анекдоты, подобные восторженному рассказу о золотой крыше Большого дворца и кокетливому сетованию французского посла на отсутствие «футляра на сию драгоценность». Итальянец Растрелли изобрел для русской императрицы собственную версию европейского рококо, получившего название русского, или растреллиевского барокко, и его царскосельский дворец, воздвигнутый «для единой славы российской», знаменовал вершину созданного им стиля. (3)
Но успех нелегко давался маэстро. В «Размышлениях о способах и трудностях, кои имеются в России для строительства…» он писал: «Архитектором в России служить весьма трудно, ибо недостаточно сделать проект постройки, надобно еще оный самому вычертить в большом масштабе и присутствовать постоянно при постройке, не имея ни хорошего старшего каменщика, ни десятника <…>. А сверх того, надобно делать чертежи всех подробностей постройки как для столярного дела, так и для лепнины и прочего, и даже в увеличенном виде, иначе придется постоянно переделывать, из-за чего теряется время и растут расходы». (4) 

План Екатерининского и Александровского парков

План Екатерининского и Александровского парков

1. Большой дворец
2. Камеронова галерея, Агатовый павильон
3. Верхняя ванна
4. Нижняя ванна
5. Эрмитаж
6. Эрмитажная кухня
7. Грот
8. Морейская колонна
9. Ворота «Любезным моим сослуживцам»
10. Адмиралтейство
11. «Зал на острову»
12. Чесменская колонна
13. Турецкая баня
14. Пирамида
15. Палладиев мост
16. Готические ворота
17. Башня-руина
18. Гатчинские (Орловские) ворота
19. Караулка у Баболовских ворот
20. «Большой каприз»
21. Концертный зал
22. Кухня-руина
23. Скрипучая беседка
24. «Малый каприз»
25. Вечерний зал
26. Гранитная терраса
27. Фонтан «Девушка с кувшином» 
28. Катульский обелиск
29. Собственный садик
30. Александровский дворец
31. Кухонный корпус
32. Павильон на Детском острове
33. Большой каскад
34. Большой Китайский мост
35. Куртина «Озерки»
36. Куртина «Грибок»
37. Китайский театр
38. Гора «Парнас»
39. Памятник «Борцам революции»
40. Драконов мост
41. Железные китайские мосты
42. Крестовый мост
43. Китайская деревня
44. Оранжерейный комплекс
45. Фрагмент Зверинца
46. Шапель
47. Виттоловский пруд
48. Арсенал
49. Ламские пруды
50. Павильон для лам
51. Пенсионерские конюшни
52. Белая башня
53. Руина у Белой башни
А. Лицей
Б. Памятник А.С. Пушкину
В. Дом Китаева


Зодчий реконструирует композиционный центр поместья — Екатерининский дворец, названный так в честь императрицы Екатерины I. Он кардинально изменяет внутреннюю планировку здания, доводит до единой высотной отметки, последовательно сооруженные его коллегами по цеху объемы, сливая их в 325-метровый монолит. Здесь, в Царском Селе Варфоломей Варфоломеевич в полной мере осуществил скульптурный принцип обработки экстерьера: «словно в медлительном торжественном танце» напряженные фигуры атлантов, колонны, полуколонны и пилястры сближаются и отдаляются друг от друга; линии сложно-профилированных карнизов свободно текут, вдруг непредсказуемо членятся в выступах, и вновь плавно льются... В движение архитектурных масс включена и архитектурная пластика: картуши, гирлянды, маскароны, прихотливые абрисы окон.

Ф.-Б. Растрелли – лишь одно из имен в списке создателей и творцов резиденции. А. Квасов, С. Чевакинский, Ч. Камерона, отец и сыновья Нееловы, А. Ринальди, Дж. Кваренги, У. Гесте, В. Стасов, А. Менелас, И. Монигетти, А. Видов, С. Данини и др. навечно вписаны в историю Саарского. 
Время камерных пейзажей, когда из окна барского дома «все зрение простиралось на одни только житни, конюшни, скотные дворы и сараи» миновало. Все чаще предпочтение отдавалось широким панорамам и далеким перспективам. Антуан Жозеф Дезалье-Даржанвиль в своей «Теории и практике…» писал: «Нет ничего более привлекательного в саду, чем красивый вид на его окрестности. Удовольствие открывать с конца аллеи или с террасы в окружности на 15-20 лье селения, леса, реки, склоны, луга и тысячи других разнообразных деталей, создающих окрестный ландшафт, превосходит всё…». (5)

Дворец стал отправной точкой в проектировании парка, границей между Старым и Новым садами, подчиненных принципам геометризма. «Расширение Екатерининского (Старого) сада продолжалось на протяжении всего царствования Елизаветы Петровны <…>. Первоначальное регулярное решение старого сада было сохранено, однако в процессе расширения он был значительно обогащен парадными элементами. Пруды, создание которых стало возможным благодаря сооружению Виттоловского водовода в 1749 году, увеличили объемно-пространственную композицию сада». (6) В итоге, гидрологическая система, включавшая Большой пруд и каскад из пяти Нижних водоемов, обрамленных аллеями, вышла далеко за обозначенные ранее пределы. 
Стержнем композиции служит продольная ось длинной около 1700 м, связывавшая дворец с охотничьим павильоном Монбижу (7) и Эрмитажем. Рассекая «паутину» Зверинца и четырехчастный массив ныне Александровского парка она «нанизала» на себя террасные партеры с бродери, боскетами и бассейнами, мосты, перпендикуляры малых «першпектив», аллей и каналов.

Вернемся же к садам. В них роль архитектуры
Бесспорна. Здания среди живой натуры —
Не памятники тем, кто нас покинул, нет! —
А те строения, чьи формы, вид и цвет,
И так прекрасные, чаруют нас сильнее
На фоне зелени и в сочетанье с нею.

Паркостроители мастерски вплели в ландшафтную канву скульптуру, павильоны и разнообразные затеи. По повелению и прихоти августейших хозяек здесь соседствуют античность и средневековье, барокко и палладианство, шинуазри и тюркери. Некоторые прелестные диковины парка, обособленные древесными кулисами или водными преградами, образуют собственные укромные уголки. «Мерцая» сквозь ажурную листву, они представляются нарисованными вашим воображением видениями, прекрасными грезами… Другие напротив, открыты взору и по ходу движения компонуются в изящные группы. Таким образом, путешествуя по саду, вы наблюдаете непрерывную смену пространственно глубоких, многомерных, тщательно продуманных и бесконечно притягательных пейзажей с деликатно расставленными архитектурными акцентами.

Пусть речки, родники, каскады, гладь озер
Всю местность оживят, людской чаруя взор!
От века нас вода и радует, и манит.
В ней — жизнь: все без нее хиреет, чахнет, вянет,
Она поит луга, и нивы, и леса,
В ней отраженные сияют небеса.

Все это регулярно-пейзажное величие, со стриженными аллеями и «первозданными кущами» немыслимо без значительных водных ресурсов. Небольшая, запруженная речка Вангаза, не смогла удовлетворить всё возраставшие потребности в воде. Пруды застаивались, мелели, вода «цвела», а рыба «снула». «Для привода хорошей воды в Село Царское многие прожекты чинены были, точию ни один не испробован». Елизавета мечтала соединить каналом свою резиденцию с Невой, что по её мнению «особую прелесть, а может быть и благосостояние доставило бы Царскому». (8)
Многие попытки привести живительную влагу в монарший сад стоили казне немалых убытков, Виттоловский водовод, функционировавший какое-то время — не оправдал надежд, и только при Екатерине II, сооружение более полноводного Таицкого аналога позволило с излишком обводнить Сарицгоф.

Наталья Бондарева

1. Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И. и др. История русской архитектуры М., 1956, с. 303
2. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Даниани, СПб, 2010, с. 6
3. Там же
4. Архитектор Растрелли о своих творениях. Материалы деятельности мастера./Автор Батовский З. Составитель Денисов Ю.М. Пер. с польского Грязнова А.Ю. Пер. с фр. Ластовка Л.З. СПб., 2000
5. Тверской Л.М. Наследие Александра Леблона и проблемы современного градостроительства // Труды… Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР Л., вып. 2, с. 15
6. Семенова Г.В. Царское Село знакомое и незнакомое СПб., 2010, с. 54-55
7. Сегодня на месте павильона Монбижу (в пер. с фр. «Моё сокровище») высится Арсенал
8. Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елиpаветы Петровны, СПб., 1910, с. 223

ГМЗ «Царское Село»

Адрес:196601 Санкт-Петербург г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7
Факс: (812) 465-21-96 
Электронная почта:museum@tzar.ru
Тел.: (812) 465-20-24 (автоответчик)
Информационный центр:
(812) 415-76-67
(812) 415-76-68 

Режим работы:

 
с 10:00 до 18:00, выходные дни: понедельник, вторник
ПОДРОБНЕЕ:
C октября по апрель в предпраздничные дни кассы закрываются на час раньше.

Екатерининский дворец
Выходные дни: с октября по апрель – вторник и последний понедельник месяца; с мая по сентябрь – вторник.
В мае и сентябре музей работает до 19:00 (продажа билетов с 12:00 до 18:00). С июня по август – до 20:00 (продажа билетов до с 12:00 до 19:00). 
В маршрут обзорной экскурсии по Екатерининскому дворцу входит посещение исторических интерьеров, в т.ч. Золотой анфилады и Янтарной комнаты.
C декабря 2015 и до конца 2016 года апартаменты великого князя Павла Петровича («Залы Камерона») закрыты для проведения реставрационных работ.
Для посетителей с ограниченными возможностями передвижения в Екатерининском дворце оборудован лифт. Также предоставляются инвалидные кресла (требуется залог).

Екатерининский парк
(С 25 апреля по 20 октября вход платный с 9:00 до 19:00)

С сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00. С мая по июль с 7:00 до 23:00. В августе с 7:00 до 22:00.

Выставка «Возвращение веера»
Выходные дни: понедельник и вторник.
Часы работы: 10:00 – 18:00 (вход на экспозицию до 17:00)

Выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению» (в павильоне Холодная баня)
Павильон закрывается в дождливую погоду.
Часы работы: с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00).
Выходной день: четверг

Экскурсия по пейзажной части Екатерининского парка на электромобиле
Отправление от павильона «Адмиралтейство»
Экскурсии проводятся с мая по октябрь. Во время дождя экскурсии не проводятся.

Часы работы: 11:00 – 19:00; касса до 18:00

Выставка «Придворный экипаж XVIII-начала ХХ века» (в здании бывших Дежурных конюшен)
Часы работы: 10:00 – 18:00; касса и вход посетителей до 17:00
Выходные дни: среда и последний вторник каждого месяца.

Музей «Россия в Великой войне» (Государева Ратная палата)

Часы работы: 10:00 – 18:00 (кассы до 17:00)
Выходные дни: среда и последний четверг месяца.

Интерактивный центр «Белая башня»

Часы работы: 10:00 – 18:00; касса и вход посетителей до 17:00
Выходные дни: понедельник, вторник.
Cмотровая площадка закрыта.







icon-car.pngFullscreen-Logo
Пушкин (Царское Село). Екатерининский дворец и парк

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Пушкин (Царское Село). Екатерининский дворец и парк 59.716058, 30.395694 Царское Село. Екатерининский дворец

Рубрика: Ленинградская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: