Калязин. Колокольня Никольского собора

Колокольня Никольского собора (Россия, Тверская область, г. Калязин)

Колокольня отреставрирована, прилегающая территория и набережная благоустроены

Современный Калязин вырос на месте древнего монастыря в устье реки Жабни, носившего название «Никола на Жабне». Напротив этой пустыни, впоследствии исчезнувшей, в 1450 г. монах Кашинского Клобукова монастыря Макарий основал обитель в честь cв. Троицы.
В 1775 г. по указу императрицы Екатерины II из двух слобод, Подмонастырской и Никольской, и селения Пирогово был образован город Калязин, а уже через год утвержден его план с регулярной сеткой улиц. Лицо города складывалось постепенно, на протяжении нескольких столетий, а потому в архитектурном облике Калязина отразились различные архитектурные стили: от раннего классицизма с элементами барокко до эклектики и модерна. Поскольку почти все в городе строилось на средства купечества, декоративное убранство этих сооружений в полной мере отразило вкусы своих создателей. До революции население Калязинского уезда занималось в основном скотоводством, т.к. земледелие на скудных почвах не могло быть рентабельным. В связи с этим развитие получили промыслы — башмачный, сапожный, валяльный. В последний в начале XX в. было вовлечено около 38 тыс. человек.

Описание Калязинской колокольни

Промышленность того времени помогают охарактеризовать статистические данные, собранные А. Колединым: «В начале XX в. в уезде были в наличии 39 кирпичных заводов, 2 кожевенных завода, 8 ткацких мастерских, 61 валяльное заведение, 68 сапожных цехов, 87 кузниц, 49 ветряных мельниц, 13 водяных мельниц. Уезд был богат торговыми заведениями: 4 постоялых двора, 66 трактиров, 33 чайные лавки, 30 винных лавок, 444 мелочные лавки».
Калязин 2-й пол. XIX в. был в числе живописных городов России. Городская застройка удачно вписывалась в пересеченный ландшафт с широкой лентой Волги и речкой Жабней. На правом возвышенном берегу размещалась главная торговая площадь с храмовым комплексом Никольского собора (1694) и церкви Иоанна Предтечи (1792), гостиный двор. На набережной, соперничая друг с другом, красовались «надменные» особняки купечества. Панораму этой части Калязина дополняли несколько церквей.
Левый, пониженный, берег занимал «посад» и комплекс Свято-Троицкого монастыря, изначально сложившийся как оборонительная крепость. Строительство в основном осуществлялось на государевы вклады. Дары царя, бояр и приближенных ко двору вельмож наполнили монастырскую ризницу драгоценными предметами культа, церковной утварью, редкими книгами и рукописями. Колокольня в КалязинеЖемчужиной ансамбля современники называли Троицкий собор (1521–1523, перестроен в 1655), типологически принадлежавший к четырехстолпным и трехапсидным храмам, увенчанным пятиглавием. Главный храм пустыни расписывали 16 живописцев под началом С. Авраамова. Этим же мастерам позднее выпала честь покрывать фресками Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля и Успенский собор в монастыре прп. Саввы Сторожевского. Особенно интенсивное строительство в обители велось во времена правления царя Алексея Михайловича (Тишайшего), скрывавшегося в пустыни в 1654 г. от «мора». Строительными работами 1630–1650-х гг. руководили отец и сын Шарутины и монастырский мастер А. Мокеев. Вместе они создали замечательный монастырский ансамбль, оказавший сильное влияние на развитие архитектуры в России. Известно, что Троицу почтили своим посещением Иван Грозный, Елена Глинская, Борис Годунов, Петр I, Екатерина II.
В 1936–1940-х гг. в связи со строительством Угличской ГЭС и созданием одноименного водохранилища монастырь был взорван и разобран, но прежде со стен Троицкого собора сняли бесценные фрески (часть хранится в фондах Государственного исторического музея, Музее архитектуры им. А.В. Щусева, Тверской областной картинной галерее, Калязинском историко-краеведческом музее).
И монастырь, и исторический центр Калязина вместе с четырьмя десятками населенных пунктов оказались на дне рукотворного моря. Как немой укор советским властям, страдавшим гигантоманией, высится над водой стройная колокольня (1800) стертого с лица земли Никольского собора. Сооружение, имеющее в высоту 74,5 м и украшенное ордерными элементами, приписывалось самым знаменитым архитекторам, в том числе М. Казакову и петербургскому зодчему Ж.-Б. Валлен-Деламоту, однако искусствоведческие источники умалчивают имя мастера. Поначалу использовавшаяся как парашютная вышка и сохраненная только ради этой задачи, колокольня превратилась в символ города. У ее подножия насыпали небольшой холм, так что теперь к главной достопримечательности можно причалить на лодке или катере, и туристы с удовольствием пользуются этой возможностью. Внутреннее пространство недоступно – проемы заделаны, единственный вход на замке.

Источник:
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Тверская область, ч. 1, М., 2003, с. 32

Историческая справка

Возведённая в 1800 году, колокольня Николаевского собора была самым высоким величественным строением центральной части города Калязин. По своей архитектуре она принадлежит к произведениям нового русского классического стиля, одним из пропагандистов которого в России был профессор Петербургской академии художеств, известный зодчий Валлен- Деламот, по его проекту и была построена карасавица-башня. Она вносила целостность и гармоничность в городской пейзаж. «Колокольню, — говорит старое писание, — можно отнести к лучшим произведениям в этом городе по смелости зодчества, по красоте частей и великолепию целого, вышина её 35 сажен».
С ХХ веком связана трагическая страница истории Калязинской земли. В связи со строительством Угличской ГЭС и созданием Угличского водохранилища в 1936 -1940 гг., Троицкий монастырь со всеми храмами, был разрушен, Николаевский собор разобран, большая часть территории города и 4 десятка населенных пунктов района затоплены.

Ещё до затопления Калязина, в середине 30-х годов, колокольня служила парашютной вышкой для тренировки осавиахимовцев. Вышка была устроена после закрытия собора, и действовала совсем недолго. Случилось страшное несчастье — девушку-курсантку, которая была небольшого роста и совсем легкая, поднявшийся вдруг внезапный порыв ветра несколько раз ударил о колокольню так, что бедная девушка тут же погибла. Тренировки курсантов более не проводили, а вскоре и колокольня перестала быть «парашютной вышкой».
После затопления территории Колокольня, как памятник прекрасной архитектуры, была оставлена для украшения новой Волги и для несения маячной службы, чтобы световыми сигналами корректировать ночью движение волжских судов.

Схема проезда

icon-car.png
Калязин. Колокольня Никольского собора

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Калязин. Колокольня Никольского собора 57.243858, 37.856923 Колокольня Никольского собора

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только