Церковь Воскресения на Дебре в Костроме (Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37)
Один из лучших поволжских посадских храмов XVII в. Построена в 1652 г. Четыре внутренних столпа несут пятиглавие с куполами луковичной формы. Фасады членятся не лопатками, а сдвоенными полуколонками. Полуциркульные, сочно профилированные закомары отделены от стен живописным карнизом (поздняя четырехскатная кровля превратила закомары в кокошники). Храм опоясан галереей с арками на колонках- кубышках. С запада, юга и севера имеет нарядные крыльца с шатровыми верхами. Западные ворота устроены в виде двухарочной стенки. Большая арка, увенчанная тремя шатрами, ведет в крытый переход к западному крыльцу. Малая арка открывается во двор.
Описание церкви Воскресения на Дебре в Костроме
Низкие арки на мощных кубышках, обильные ширинки и граненые формы шатров придают западным воротам особую выразительность, отражают фольклорную струю в искусстве XVII в. Стены перехода западного крыльца с полуциркульными арками сплошь обработаны ширинками и кубышками, порождающими живописную игру светотени, что дало основание называть этот стиль «русским барокко».
Западное крыльцо с шатровым верхом по сложности и живописности архитектурных форм похоже на маленький храм. Крытая лестница на галерею вместе с крыльцом и трехшатровыми воротами образует целую архитектурную прелюдию к основному объему храма. Искуснейшей резьбой отличаются *царские врата северо-восточного Трехсвятительского придела. Резной вызолоченный иконостас придела вместе с царскими вратами выполнен в последней трети XVII в. Ясная композиция врат, полуциркульный верх которых гармонично вписывается в прямоугольник рамы, ближе скорее к ренессансному стилю, нежели к барокко. Изящные сдвоенные колонки по бокам врат тоже вызывают ренессансные ассоциации. Резьба царских врат представляет гармоничное соединение растительных форм с композициями штамбового характера. В резьбу введены различные плоды, а также образы птиц. Несмотря на сплошное заполнение плоскостей, в декоре не чувствуется грузности, все элементы строго расчленены, в чем сказывается ренессансная природа орнамента. Интерьер содержит великолепную роспись, появившуюся вскоре после завершения строительства храма. Особенно примечательна роспись Трехсвятительского придела на сюжеты из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Роспись галереи выполнена на темы Апокалипсиса и на апокрифические мотивы — Г.К. Вагнер.
Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 363-364
Схема проезда
Экскурсии
Заказать экскурсию по Костроме