Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Усадьба Троицкое-Кайнарджи (Россия, Московская область, Балашихинский р-н, Фенино), в 3 км от ст. Кучино

Как добраться? На автомобиле. В Кучино нужно повернуть на светофоре, указатель на Фенино, к сожалению, отсутствует. Гигантские полицейские на дороге — верный признак того, что вы двигаетесь в правильном направлении. После смены жилых кварталов лесопарком, из-за поворота неожиданно покажется маленькая главка Воскресенской церкви.

Троицкое, возникшее на рубеже XVII-XVIII вв. — владение Голицыных. В последней четверти XVIII столетия оно переходит к знаменитому русскому полководцу, фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому. Этот период явился для имения порой расцвета, из скромной усадьбы оно превратилась в роскошную загородную резиденцию видного екатерининского вельможи.
1775 год — год триумфа графа Румянцева; Пётр Александрович только вступает во владение своей новой «подмосковной», осыпанный щедротами императрицы Екатерины, по случаю заключения победоносного Кучук-Кайнарджийского мира.

Описание усадьбы Троицкое-Кайнарджи

Сохранились: Троицкая церковь, Воскресенская церковь, мавзолей С.П. Румянцева, церковная ограда, пейзажный парк с прудами, остатки регулярного парка

Усадьба Троицкое-КайнарджиТроицкое становится в ряд с уже имеющимися поместьями Румянцева в Вишенках, Великой Топали, Парафиевке и Качановке. Усадебный комплекс начинает формироваться с деревянного дома, заменённого уже в 1779 г. каменным замком с угловыми башнями. Псевдоготическим его вряд ли можно было назвать — стрельчатые завершения проёмов, присущие готике здесь отсутствовали. Подробности, касающиеся главного дома, малочисленны, но весьма интересны.
Строительство замка предварило возведение хозяйственного комплекса: мельницы, амбара, въезжего двора и т.д. Весной 1778 года состоялась закладка церкви, ведутся работы по благоустройству сада и прилегающего парка. Многое в Кайнарджи принадлежало замыслу К.И. Бланка — это и генеральный план, и основные сооружения, и их интерьеры. Следует отметить, что П.А. Румянцев был «несносным» заказчиком, он постоянно вмешивался в процесс проектирования с новыми пожеланиями и доработками, навязывал свои решения. Однако, именно ему, мы обязаны появлением в Троицком изысканного храма стиля французского классицизма с двумя западными башнями. Церковь св. Троицы выстроена, вне всякого сомнения, Карлом Бланком, а вот «искуснейший» автор проекта так и остался неизвестным.
Недолгий период процветания усадьбы был прерван войной 1812 г., и закончился в конце 1830-х гг. после смерти сына фельдмаршала — С.П. Румянцева.

Архивные материалы из издания: Е.П. Щукина «Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века», М., 2007

Усадьба Троицкое-Кайнарджи, архивный план Усадьба Троицкое-Кайнарджи, план усадьбы Усадьба Троицкое-Кайнарджи, Троицкая церковь Усадьба Троицкое-Кайнарджи, Троицкая церковь
  1. План усадьбы Троицкое-Кайнарджи (центральная часть). Обмеры Е.П. Щукиной
  2. План усадьбы. Обмеры Е.П. Щукиной
  3. Троицкая церковь в усадьбе Троицкое-Кайнарджи, отмывка
  4. Троицкая церковь, фото

Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Е.П. Щукина. Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века

Усадьба Троицкое-КайнарджиУсадьба Троицкое-Кайнарджи расположена на востоке от Москвы, примерно В 25 км от нее. Первые сведения об этой усадьбе, как и о большинстве Подмосковных, относятся к первой четверти XVII в. В 1623 г. село принадлежало Ивану Васильевичу Сукову и Андрею Сабурову.
В то время там кроме церкви были двор вотчинников, двор приказчиков и дворы деловых людей и крестьян. В роду Суковых Троицкое находилось до конца XVII в., а затем перешло к Алексею Борисовичу Голицыну.
По данным вотчинной коллегии, приводимым Холмогоровым, в 1704 г. Троицкое было крупной усадьбой. Там уже имелись не только двор вотчинников, двор приказчиков и дворы деловых людей, но и скотные, конюшенные, охотничьи, псарские, столярские, рыболовные дворы и двор садовника. Кроме того к селу была присоединена деревня Фенино с крестьянскими дворами.

От Голицыных Троицкое переходит в казну, а в 1775 г. поступает во владение к графу Румянцеву.
Общая планировка Троицкого в шестидесятых годах XVIII в. носила характерные черты подмосковных усадебно-парковых ансамблей, постепенно складывавшихся на протяжении конца XVII — начала и середины XVIII в. Усадьба занимала широкую полосу на высоком левом берегу запруженной речки Пехорки, между оврагом и неширокой луговой долиной. Барский дом и церковь стояли рядом друг с другом недалеко от плотины, причем к большому водному зеркалу запруженной речки дом был обращен торцовым фасадом. Главная ось этого дома была направлена вдоль берега и являлась одновременно главной осью расположенного непосредственно за домом регулярного липового сада.
Основными композиционными элементами этого сада явились прямолинейные густо посаженные липовые аллеи, а его планировочная сетка представляла собой прямоугольные клетки с диагональными пересечениями. На расстоянии около ста метров по оси от дома диагональные пересечения исчезали, а частая посадка, подавляющая рост деревьев и облегчающая стрижку, заменялась обычной широкой и не строго геометрической посадкой свободно растущих деревьев.

В конце сада находился двор садовника, а за ним — прямоугольный пруд, замыкавший композицию. Интенсивность планировки и архитектурная насыщенность усадебного сада постепенно затухали по мере удаления вдоль главной оси от дома. Общая площадь сада была около шести гектаров; из них один гектар приходился на строго регулярную часть, лежащую около дома.
От сада шла широкая дорога к террасным прудам, лежавшим в овраге, который служил северным рубежом усадьбы. В то время эти пруды имели только чисто хозяйственное назначение и в качестве декоративно-композиционных элементов не использовались. Вся усадьба, занимавшая вместе с крестьянскими, хозяйственными и церковным двором около 15 га, была окружена своими угодьями. На севере и востоке ее охватывал лес, а на юге в долине и на западе за р. Пехоркой лежали широкие луга и поля.
В таком состоянии усадьба находилась в середине XVIII в. и в таком же состоянии оставалась до семидесятых годов XVIII в., пока не перешла во владение Румянцева. <…>

Петр Александрович Румянцев, вступивший в 1775 г. во владение Троицким, был одним из крупнейших государственных деятелей Екатерининской эпохи. При его участии в середине XVIII в. были проведены серьёзные преобразования в русской армии, значительно поднявшие её маневренность и боевые качества. В войнах того времени, отмеченных выдающимся развитием русского военного искусства, он руководил рядом блестящих операций, исход которых упрочил за Россией руководящую роль в Европе. Победы русских при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе в Пруссии, разгром турецких войск при Ларге, Кагуле и Кайнарджи, а также и самый Кучук-Кайнарджийский мир, заключённый в 1774 г. и обеспечивший России военные и торговые базы на Чёрном море, неразрывно связаны с его деятельностью.
Вступив во владение усадьбой, пожалованной ему за военные заслуги по указу Екатерины Великой, посетившей усадьбу, он решает сделать эту усадьбу памятником героическим завоеваниям и победам, одержанным русскими полками под его командованием. Усадьбу он называет «Кайнарджи» и в дальнейшем она существует под двойным названием — Троицкое-Кайнарджи.

Характерной особенностью новой усадебно-планировочной композиции является ее широкий планировочный размах. Новый архитектурный центр и несколько расходящихся от него лучевых аллей, расположение которых было закреплено хозяйственными или дополнительными архитектурными комплексами, охватили территорию площадью около 160 га. Главная ось этой композиции рассекла занятую усадьбой возвышенность на две равновесные в топографическом отношении части и прошла с востока на запад перпендикулярно широкому протяжённому зеркалу запруженной Пехорки.

Архитектурно-планировочный центр усадьбы занял плато, расположенное на возвышенности и удалённое от берега Пехорки и от берегов террасных прудов примерно на 1000—1300 м. Господствующим архитектурным объёмом, расположенным на главной композиционной оси, по замыслу должен был служить новый усадебный дом-дворец, названный «Кагул». Об архитектурном характере этого не дошедшего до нас, а возможно, и не построенного, дворца, позволяет судить только чертёж, хранящийся в Архиве Академии архитектуры.
Согласно этому чертежу-проекту, объёмное и планировочное решение дома не выходило из рамок московского классицизма XVIII в. Однако архитектурные детали и декоративные элементы, наряду с классическими карнизами, аттиками, скульптурными трофеями и палладианскими окнами, украшенными мемориальными досками, включали декоративные аркатурки с гирьками и фигурные, как кружево, парапеты. Кроме того, боковые цилиндрические объёмы здания были увенчаны коронками, обведёнными декоративными бойницами и завершёнными двугорбыми зубцами, вследствие чего эти архитектурные объёмы приобретали вид крепостных башен.
Весь дворец в целом с его центральным архитектурным объёмом, увенчанным куполом и завершённым по углам скульптурными группами знамён, шлемов, панцирей и щитов, с его боковыми башнями с зубцами и бойницами, с его лёгким полуготическим, полувосточным узорным парапетом должен был восприниматься как памятник русским победам в Прусскую и Турецкую кампании.

За дворцом находился небольшой, площадью около четырёх гектаров, интимный сад, общее расположение которого было также подчинено главной композиционной оси. Архитектурно-художественным фокусом этого сада являлся садовый фасад дворца, который должен был раскрываться через гладь лежавшего перед ним небольшого прямоугольного пруда.
От главного фасада дворца лучами в направлении больших прудов расходились три широкие и длинные аллеи, державшие композицию обширного парка. Наименования аллей так же, как и архитектурных центров усадьбы, увековечивали военные победы владельца при Аарге, Кагуле и Кайнарджи. Северо-западная аллея, предназначенная для подъезда со стороны села Соколово и названная Аарг, вела к плотине среднего террасного пруда. От неё расходились идущие вдоль берегов этих прудов дорожки. Значение аллеи Аарг было усилено тем обстоятельством, что террасные пруды, имевшие в своё время только хозяйственное значение, в новой композиции приобрели большой художественный смысл. Следов архитектурного оформления их берегов не находилось, однако остатки групповых и одиночных декоративных посадок говорят об имевшемся в своё время стремлении к созданию разнообразных и живописных парковых декораций, в которых варьировались различные приёмы раскрытия водного зеркала. В данном случае основным являлся приём, позволявший воспринимать синюю гладь воды пруда через красные стволы сосен и белые группы ажурных берёз с относительно удалённых точек отлогого берега. Следует отметить, что цветовая гамма парковых элементов всегда воспринимается острее, если эти элементы, как, например, в данном случае, находятся на севере от зрителя.

Осевая аллея Кагул, протянувшаяся на 900 м, была направлена к запруженной Пехорке, но, не достигнув береговой бровки, замыкалась небольшим дачным комплексом. Во главе этого комплекса стоял белый одноэтажный каменный дом с балконами и спускавшейся к старому прямоугольному прудику лестницей. Вокруг дома был разбит небольшой сад, выделявшийся из общего паркового массива благодаря некоторой регулярности и характерному подбору растительности. Особенно останавливали на себе внимание неизменные при оформлении архитектурных центров лиственницы и стриженые кустарниковые породы.
Третья лучевая аллея, названная Кайнарджи, шла от главного фасада дворца Кагула и, достигнув небольшого хозяйственного комплекса, делала поворот на 45, после чего шла параллельно главной оси и приводила к дополнительному архитектурному фокусу. Архитектурно-планировочной основой этого фокуса послужил старый усадебный центр Троицкого, потерявший впоследствии свое былое доминирующее значение. Из старых элементов этого центра в новую композицию перешли церковный двор, плотина и регулярный липовый сад; возможно, что некоторое время свою ведущую роль удерживал и дом.

Церковный участок занимал выигрышное в композиционном отношении место на высоком берегу Пехорки, недалеко от плотины. На этом участке была сооружена новая церковь, архитектура которой характерна для начала классицизма. Обращают на себя внимание башни-колокольни, расположенные по сторонам портала, аналогичные колокольням церкви в Пехре-Яковлевском. Вертикальность этих башен подчёркнута завершающими высокими шпилями, которые отсутствовали в проекте церкви.
Кроме указанных трёх лучевых аллей, получивших архитектурное или декоративно-парковое завершение внутри усадьбы, от архитектурного центра Кагула отходила на юг широкая аллея, переходящая в проселочную дорогу, соединявшую Кагул с соседней усадьбой Зенино, имевшей свой небольшой усадебный сад, а на восток отходила дорога-аллея в усадьбу Сергиевку.

Между основными аллеями, определявшими схему парка, шли мягко изгибающиеся дорожки и тропинки. Расположение этих второстепенных дорожек, за исключением идущих вдоль берегов пруда, не было закреплено выразительными особенностями рельефа, ни архитектурными, ни инженерными средствами. Основными факторами, определяющими и закрепляющими их расположение, служили зелёные группы. В качестве растительной основы парка первоначально был использован зелёный массив, существовавший в Троицком. Если судить по возрасту дошедших до нас следов художественно подобранных зелёных групп, то они достигли полного развития и вошли в композицию только через несколько десятилетий после создания парка.
Зелёные насаждения, кроме художественно-композиционной роли, играли также защитную роль. Обширное хозяйство усадьбы требовало значительных участков, занятых служебными постройками и предназначенных для утилитарны целей. Эти участки лежали недалеко от композиционных архитектурных фокусов в непосредственной близости к основным проезжим аллеям и были вкомпанованы в общую планировку. Но так как эти участки были окружены густой растительностью, они были изолированы от внутрипаркового пространства, и поэтому в его оформлении принимали участие только закрывавшие их зелёные насаждения.

Полного художественного завершения первоначального замысла Троицкое-Кайнарджи не получило. Этому, по-видимому, помешала смерть Петра Алексеевича Румянцева, — владельца усадьбы. Его сын Николай Петрович Румянцев придает усадьбе в основном хозяйственное значение и устраивает в 1797 г. в Кагуле ферму с образцовым хозяйством. Однако и в таком виде усадьба существовала недолго, и в 1812 г. она была разрушена и разграблена французами. Предпринятые в двадцатых годах XIX в. мероприятия по восстановлению усадьбы велись до некоторой степени в плане сохранения за ней характера памятника воинской славы Румянцева-Задунайского. Об этом говорят дошедшие до нас монументальный ампирный мавзолей, расположенный около церкви, а также памятник Екатерине II, изображённой в виде Минервы; этот памятник находится в прилежащей к Троицкому деревне Фенино на пути к усадьбе.

Несмотря на некоторую незавершенность и недостаточную сохранность усадебно-парковой композиции Троицкого—Кайнарджи, можно установить ряд интересных особенностей этой композиции, характерных не только для данной усадьбы, но и для садово-паркового искусства конца XVIII в. Усадебная композиция Троицкого, относящаяся к последней трети XVIII в., основана на новых принципах садово-паркового искусства. Вместо старой схемы усадьбы (небольшой сад, обособленный от естественного зелёного массива и от водных зеркал; сад расположен без согласования с рельефом и не имел связи с хозяйственным комплексом) была принята новая схема, на основе которой была создана единая усадебно-парковая композиция.

Усадебный парк

Троицкое-Кайнарджи — это часть с. Троицкого, принадлежавшего с 1760 по 1838 г. фельдмаршалу II. А. Румянцеву-Задунайскому. Свое второе название «Кайнарджи» получило в память о Кючук-Кайпарджийском мире, заключенном после победы русских войск над турками в 1774 г. Прекрасный пейзажный парк с оранжереями и искусственными прудами был разбит на берегу р. Пехорки. Сохранилась лишь часть парка с большим количеством березы, сосны, рябины, зарослями бузины, рябинника и сирени. Всего в парке насчитываются 22 вида древесных растений, в том числе девять местных и 13 интродуцентов. Наилучшего развития достигли: липа мелколистная (высота 24 м, диаметр ствола 75 см), береза плакучая (высота 19 м, диаметр ствола 70 см), сосна обыкновенная (высота 22 м, диаметр ствола 45 см). В парке много живых изгородей из желтой акации, сирени обыкновенной и венгерской, чубушника уродливого. Хорошо растет девичий виноград (высота до 6 м). Имеются молодые посадки туи западной. Уход удовлетворительный. Для улучшения парка необходимо убрать заросли малоценных пород.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Панорама

Можно посмотреть на комплекс только со стороны входа

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Троицкое-Кайнарджи 55.725932, 37.957227 Усадьба Троицкое-Кайнарджи

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только